Россия и Франция договорились насчет «Мистралей»

Вопрос с «» закрыт. О том, что переговоры завершены, еще 31 июля сообщил Владимир Кожин, помощник президента по вопросам военно-технического сотрудничества. Однако окончательно все детали были урегулированы во время телефонного разговора президентов Путина и Олланда.

«В ходе экспертных переговоров, прошедших в традиционном для российско-французских отношений дружественном ключе, удалось прийти к взаимоприемлемой договоренности о возмещении российской стороне средств, выплаченных по контракту, а также о возвращении поставленного российского оборудования и материалов, — говорится в официальном сообщении на сайте Кремля. — уже перечислила упомянутые средства и после возврата оборудования обретет право собственности и сможет распоряжаться обоими кораблями».

Соглашение о строительстве двух «Мистралей» было заключено в 2011 году между «Рособоронэкспортом» и французской . Сумма контракта оценивалась в 1,2 млрд евро. «Мистраль» может принимать и обслуживать боевые вертолеты, десантировать моторизированные войска, а также выполнять функции военного госпиталя. Экипаж корабля составляют 160 человек, из них 20 офицеров, а также 450 человек морской пехоты.

  • Вертолётоносец «Мистраль» Иллюстрация: talouselama.fi

Первый корабль должна была получить еще в 2014 году, однако на пути исполнения контракта встали санкции, введенные против РФ в связи с присоединением Крыма и политикой в отношении Украины.

Руководитель Центра французских исследований Института Европы РАН Юрий Рубинский объясняет, что незаконченная сделка была своеобразным «камнем преткновения», который «отравлял отношения между нашими странами».

Проблему с «Мистралями» использовали оппоненты Олланда, так как Франции ситуация была весьма невыгодна экономически. По подсчетам Bloomberg, страна ежемесячно теряла 3 млн евро просто из-за простоя вертолетоносцев. В апреле Франсуа Олланд заявлял, что Париж готов был вернуть России 1 млрд евро в качестве неустойки за контракт.

Власти Франции объясняли, что контракт предусматривал максимальную неустойку в 250 млн евро, однако российская сторона настаивала на гораздо большей сумме — выплате уже заплаченного аванса в размере 890 млн евро, а также дополнительных 300 млн евро как компенсации убытков для создания портовой инфраструктуры и адаптации судов под российские вертолеты Ка-52. Также Россия потребовала, чтобы Франция выплатила 60 млн евро за оборудование, установленное на обоих кораблях.

Согласно обнародованному в среду сообщению, российская сторона получает все средства, выплаченные по контракту, и вернет назад все поставленное российское оборудование и материалы.

По словам Рубинского, Олланд долгое время «выжидал» и искал какое-то среднее промежуточное решение.

«Но поиски какого-то компромиссного решения, которое бы не было связано с аннулированием контракта, зашли в тупик, — считает эксперт. — Нынешний результат соответствует тому максимуму, который каждая сторона могла получить».

По мнению члена Ассоциации военных политологов Александра Перенджиева, договоренность между Францией и Россией помогает «выйти из правового тупика».

«Несмотря на политические междоусобицы, все выглядит довольно цивилизованно и Франция смогла сохранить лицо», — говорит он.

«Хорошо, что этот вопрос закрыт. Теперь мы можем идти вперед по другим вопросам, несмотря на все наши разногласия», — согласен Рубинский.

Заведующий отделом стратегических оценок Центра ситуационного анализа РАН Сергей Уткин говорит, что «стороны договорились полюбовно». Тот факт, что Россия ограничилась только получением назад аванса, свидетельствует «о желании спасти долгосрочную перспективу в отношениях с Францией».

«Контракт конфиденциальный, мы не знаем, что там внутри. Если стороны не выносят сор из избы, следовательно, достигнутая договоренность действительно взаимоприемлема.

Если же говорить о том, кто выиграл, кто проиграл, то проиграла скорее Франция, потому что контракт по «Мистралям» был важен для ее судостроительной промышленности. Что делать с кораблями теперь — неясно. Смогут ли французы сбагрить их — они сами до конца не понимают».

Уткин считает, что отказ от поставки «Мистралей» может быть использован во французской внутриполитической борьбе. «Радикальные политические силы, да и партия Саркози будут заявлять, что Олланд занял слишком гибкую позицию, поддавшись прессингу со стороны США», — поясняет эксперт.

Что касается России, то, по словам Уткина, в период заключения контракта приходилось слышать заявления в духе «А зачем нам это надо?» со стороны ряда представителей ВПК. «Речь шла о том, что это политическая сделка и к военным соображениям не имеет никакого отношения. В новой политической ситуации этот голос вновь обретет силу. Пропагандистски это (прекращение контракта. — «Газета.Ru») обосновать будет нетрудно», — считает Уткин.

«Главное для Франции — это вопрос продажи кораблей, которые могут заинтересовать двух потенциальных покупателей — Индию и Китай, — считает Перенджиев. — В случае с этими государствами, правда, могут возникнуть проблемы: Китай может использовать корабли для противодействия своим соперникам в Южно-Китайском море, что может не понравиться США».

В Кремле сообщают, что Франция уже перечислила все упомянутые средства и после возвращения оборудования сможет распоряжаться обоими кораблями. Министр обороны Франции Жан-Ив ле Дриан ранее заявлял, что потери французского бюджета от разрыва контракта за непоставку двух вертолетоносцев типа «Мистраль» составят 1,2 млрд евро.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Перейти к верхней панели