Архив

Эротика кисти Дейнеки бьет рекорды

Картина советского художника Александра Дейнеки «За занавеской» продана на лондонском аукционе MacDougall’s за 2 миллиона 248 тысяч фунтов – без малого 3,5 млн долларов. Это одна из самых, если не самая высокая цена, когда-либо уплаченная за картину известного мастера соцреализма.

Александра Дейнеки «За занавеской» (1933)

Дейнека давно уже пользуется популярностью у коллекционеров, но успех картины «За занавеской» обусловлен двумя факторами.

Во-первых, работа эта малоизвестна. Дейнека написал ее в 1933 году и подарил своему товарищу, художнику Федору Богородскому, в семье которого она и хранилась до недавнего времени, нигде и никогда не выставляясь, пока, наконец, не оказалась в собрании некоего европейского коллекционера.

Вторая причина столь затворнического бытования работы – в ее уникальной не только для самого Дейнеки, но и для всего советского искусства того времени откровенной эротичности.

deineka_poster

Известный прежде всего своими героическими холстами о воинах, летчиках и спортсменах, Дейнека предстает здесь как мастер тонкой проникновенной чувственности.

К началу 30-х годов, когда на смену относительной свободе 20-х стали приходить все более и более жесткие идеологические и эстетические структуры соцреализма, выставка такого полотна была бы совершенно немыслима.

Каким бы парадоксальным это ни казалось, но и сегодня по закону мы можем показать лишь небольшой фрагмент картины.

Аукционы расширяются

По сложившейся вот уже много лет традиции торги русским искусством в ведущих лондонских аукционных домах сосредоточены вокруг двух недель – летней (в начале июня) и зимней (в начале декабря).

macdougall

MacDougall’s — младший брат крупнейших и авторитетнейших Sotheby’s и Christie’s, но зато единственный в Лондоне аукционный дом, специализирующийся исключительно на русском искусстве, — решил сломать эту традицию и вот уже второй раз проводит межсезонные торги.

«До сих пор рынок русского искусства в Лондоне представлял собой биржу, которая работает всего две недели в году. Совершенно очевидно, что существовала потребность в промежуточных торгах», — рассказывает основатель аукционного дома Уильям Макдугалл.

В отличие от крупных и охватывающих весь широкий спектр русского искусства – от икон до фотографии — летних и зимних торгов, промежуточные подчинены одной конкретной теме. Весной MacDougall’s представил вниманию коллекционеров и дилеров русский фарфор.

«Сочетание этих двух факторов – потребности в промежуточных торгах и узкой конкретной специфики — сделало наш весенний аукцион очень успешным», — говорит Уильям Макдугалл.

Восстановленное единство

Прошедший в понедельник, 12 октября, второй промежуточный аукцион MacDougall’s, на котором, собственно, и была продана картина «За занавеской», – первая в история арт-рынка попытка совместить советское и постсоветское искусство, преодолеть казавшийся еще недавно пропастью разрыв между соцреализмом и нон-конформизмом, традицией и авангардом, выявить не контрасты и противоречия, а общность, единство и преемственность в русском, советском и пост-советском искусстве.

terpsikhorov

«Письмо с фронта» (1947) Николая Терпсихорова

 

Характерно, что для не погруженных в острый идеологизм советской эпохи западных коллекционеров эти контрасты и противоречия были проявлены куда в меньшей степени.

Неудивительно потому, что большая часть представленных на аукционе работ поступила сюда из западноевропейских коллекций.

«Собирали их в основном иностранцы-русофилы, — говорит директор аукционного дома Екатерина Макдугалл. – Пораженные мощью ушедшей империи, они хотели быть поближе, понять, потрогать руками эту невероятную историю… Время титанов иногда уходит – но всегда возвращается».

Широчайший разброс

Представленные на аукцион работы отражают широчайший разброс русско-советского изобразительного искусства.

Тут и дерзкий яркий красочный советский плакат 20-х годов, и когда-то казавшиеся кондовыми, а теперь вдруг обретшие новую свежесть работы официальных советских академиков-соцреалистов, и пытавшийся выйти к новой правде суровый стиль 50-60-х, и мрачноватый реализм диссидентов от живописи, и попытки уйти в наив, абстракцию, сюрреализм, и, наконец, откровенный стеб совсем молодого уже пост-советского поколения.

Если же говорить о чисто финансовых итогах торгов, то цена за картину Дейнеки на порядок превзошла результаты ближайших ее конкурентов.

«Лотусы» Константина Максимова ушли за 251 тысячу фунтов (почти 400 тысяч долларов). «Письмо с фронта» Николая Терпсихорова — за 111 тысяч, «Девушка на балконе» Александра Лабаса — за 100 тысяч.

rabin

«Хлеб на кладбище» (1964) Оскара Рабина

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.