Дети войны. Выжить и сохранить память…
Как они расставались, что говорили на прощание? Всегда ли успевали дать последнее напутствие?
Уверена, все они обещали своим детям непременную встречу после… Успокаивали тех, кто плакал, уговаривали тех, кто упрямился. Молили Бога успеть… успеть.
Разрывалась пуповина, связывавшая семьи, обеспеченные и бедные, счастливые и не очень. Но в каждой семье был свет — самый дорогой свет — дети. И с ними нужно было расстаться, вырвать свою руку из его ручки, спокойно смотреть вслед, чтобы не выдать сумасшедший стук в груди и волнение в голосе. Самим надеяться на встречу.
Надежды большинства не оправдались. 1 декабря 1938 года из Берлина в Лондон отправился поезд, а в нем двести еврейских детей, которых согласилась принять Великобритания. Это произошло через три недели после страшной Хрустальной ночи. Антисемитизм как микроб распространялся по Германии, но еще не был решен «окончательный» вопрос. И эти поезда стали посланниками Жизни.
________________________________________________________________
Сухая статистика:
Англия приняла около 10 тысяч детей без сопровождающих их родителей. Это было главное условие. Дети в возрасте от года до семнадцати лет. Первоначально они поступали из Германии и Австрии. В марте 1939 года, после вторжения немецкой армии в Чехословакию, были организованы транспортировки из Праги. В феврале и августе шли поезда из Польши. Транспорт из оккупированной нацистами Европы продолжал приходить вплоть до 1 сентября 1939 года.
________________________________________________________________
Последний паром SS Bodegraven с 80 детьми на борту покинул голландский порт Эймейден под немецким авиационным пулемётным огнём 14 мая 1940 года в день капитуляции голландской армии. Судно благополучно достигло Ливерпуля.
Последняя группа Kindertransport покинула Прагу 3 сентября 1939 года, но выехать из страны не смогла и была возвращена обратно. Страшно думать о судьбе этих маленьких беженцев, возвращенных домой.
Это ненормальная, противоестественная ситуация — радоваться, что твой ребенок покидает тебя… не взрослые сын или дочь, а дети и подростки, так нуждающиеся в родителях.
Родители могли дать ребенку с собой лишь небольшой чемодан без каких либо ценностей и не более 10 немецких марок. Другие дети не имели ничего, кроме номера на груди и написанного имени на спине. Некоторые были отправлены с номерным удостоверением личности, содержащим фото и надпись: «Этот документ, удостоверяющий личность выдаётся с согласия правительства Его Величества в Соединенном королевстве молодым людям, чтобы быть принятыми в Соединенном королевстве для воспитательных целей под патронажем Интернационального комитета».
В графе личных данных содержались строки: пол, дата рождения, место жительства, полное имя и адрес родителей.
Не всем детям этого благотворительного проекта повезло оказаться в любящих семьях. Не все получили сердечное тепло, заботу и любовь. Были случаи, когда детям, уже принятым в семьи, отказывали от дома. Были случаи, когда детей использовали как домашних работников. Но главное, им не грозила смерть.
Да, по поводу бескорыстия. Все не так просто. Британское правительство потребовало за каждого ребенка внесение суммы, гарантировавшей им переселение, образование и проживание в стране. Сумма эта была немаленькая — пятьдесят фунтов стерлингов, ее гарантировало еврейское общество, отвечавшее за прием детей.
Члены организации «ха-Боним», еврейского молодежного движения, способствовали созданию интернатов в Юго-Западной Англии, куда были помещены некоторые из детей «Киндертранспорта». Другие еврейские молодежные движения в Великобритании в дальнейшем открыли дополнительные приюты.
Были организованы своеобразные детские дома для еврейских детей. Около 120 детей выросло в годы войны в домах в таких домах — хостелях, представлявшими собой большие фамильные особняки, которые были предоставлены для этой цели их собственниками. В качестве языка общения в хостелях использовалась смесь из немецкого, польского, чешского, иврита и английского.
После окончания войны несколько тысяч детей-беженцев остались в Великобритании. Другие разъехались. Многие из них стали видными учеными, деятелями искусства, внесли значительный вклад в развитие промышленности, образования и науки в мире. Четверо маленьких пассажиров Kindertransport стали лауреатами Нобелевской премии.
Большинство из них так никогда и не увидели родителей… Но сохранили дорогие сердцу вещи и память о них.
Маленькие рассказы. Большие трагические судьбы.
Вот рассказ одной из спасенных девочек о последних минутах прощания с родителями. Трудно читать это без слез…
«4 июля 1939 года я встала очень рано и пошла на кухню, чтобы попрощаться с куклами. Власти разрешили взять с собой только маленький чемоданчик, так что я могла взять только одну из моих кукол. Моя мать стояла у калитки и махала нам на прощание. Меня провожал отец и старшая сестра.
Когда поезд тронулся, я увидела, что мой отец подошел к моему окну, желая поцеловать меня на прощание в последний раз. Я высунулась из окна, собираясь поцеловать и погладить его лицо еще раз. Но в этот момент к поезду подошла группа СС с большими собаками и дубинками. Они оттолкнули его и других родителей от поезда.
Мой отец споткнулся и упал. Я старалась держаться из последних сил, бросив последний взгляд на отца. Платформа двинулась, и я стала молиться, чтобы поскорее снова увидеть отца и мать…»
Маленькие пассажиры «Киндертранспорта» давно выросли, завели семьи, воспитали собственных детей. Они продолжают и сегодня хранить в сердце тепло вещей своих домов, где родились, но где не было им суждено вырасти. Их воспитали чужие люди, которым они должны быть благодарны за жизнь. Насколько наш мир был бы беднее без этих людей…
В память о тех днях одним из детишек, пассажиров «Киндертранспорта», были созданы трогательные скульптурные композиции. Франк Майслер — израильский скульптор, родился в Гданьске.
В августе 1939 года десятилетний Франк был перевезен в Англию по программе «Киндертранспорт». Через три дня после его отъезда родителей депортировали в гетто Варшавы. Позже они погибли в Освенциме. А Франк учился в Англии, получил степень по архитектуре в Манчестерском университете. В 1960 году репатриировался в Израиль. Живет и работает в квартале художников в Старой Яффе.
Он посвящает свои работы тем дням. Его скульптуры стоят в Англии, Голландии, Польше, в городе, в котором он родился. И особо трогательная скульптурная композиция находится в Берлине.
Она называется «Дорога к Жизни — Дорога к Смерти».
У нее две составляющие. Две дороги. По одной ушли девочка и мальчик, чтобы долго жить и помнить.
По другой — их родные, сгоревшие в огне Катастрофы.
О них нужно помнить нам всем…
Автор: Лина Городецкая