Центр торгов русским искусством переместился в Лондон

Центр торговли произведениями русского искусства окончательно переместился в Лондон, заявил в  РИА Новости директор международного департамента русского искусства аукционного дома Christie’s Алексей Тизенгаузен.

Торги аукционного дома Christie's в Лондоне. Архивное фото

В конце прошлого года аукционный объявил, что прекращает проводить отдельные «русские» торги в Нью-Йорке. На следующей неделе «русские» торги пройдут в четырех главных аукционных домах Лондона – Christie’s, Sotheby’s, Bonhams и MacDougall’s.

«Интерес к русскому искусству до сих пор есть. Но найти интересный материал все труднее и труднее. Еще труднее в Америке. Покупателей в Америке очень мало, русские не любят приезжать в Америку. Так что решение наше очень легко объяснить. Зачем нам проводить аукцион в Нью-Йорке, когда трудно найти материал и меньше потенциальных покупателей приезжают в Нью-Йорк, когда те же люди легко приезжают в Лондон? То есть, по сути, мы решили заменить нью-йорские торги лондонскими», — сказал Тизенгаузен.

По его словам, смена центров торговли искусством – это нормальное явление, как и периоды роста и падения спроса.
«Я очень давно уже работаю в этой сфере, есть такие периоды, когда все хотят русское искусство, все хотят какие-то аукционы. Люди это забывают сейчас, но где тридцать лет назад продавалось русское искусство? Где был самый важный центр? Самый важный центр был в Швейцарии, в Женеве. Два раза в год проводились торги. Кто теперь имеет такие продажи в Швейцарии? Никто. Потом начался прекрасный период, когда все продавалось в Нью-Йорке. Это закончилось, теперь это Лондон», — добавил Тизенгаузен.

На вопрос РИА Новости, не постигнет ли такая же печальная судьба и лондонские «русские» торги в связи с непростой экономической ситуацией в России, директор международного департамента русского искусства Christie’s ответил, что оснований для таких прогнозов нет.

«Оснований для пессимизма нет. Не думаю. В конце концов у русских есть, интерес есть, может быть, настроение не то сейчас, но если вы находите прекрасные редкие работы, люди будут их покупать, и покупают. Если вы проверяете эти работы очень аккуратно, люди их покупают, и не за малые деньги. Так почему же торги должны заканчиваться? Есть интерес, есть коллекционеры. Они никуда не пропали, и да, период не тот, что раньше, да, цены упали, но когда есть прекрасный материал – он продается», — отметил он.

На просьбу пояснить, почему по-настоящему редкие и ценные работы сейчас сложнее найти, чем раньше, Тизенгаузен сказал: «Когда есть большой интерес, вещи выплывают, когда становится потише, все смотрят налево, направо и ждут».

«Это нормально, есть периоды, когда все двигается медленно, есть периоды, когда все двигается очень быстро», — отметил специалист.

По его словам, русским искусством интересуются далеко не только и те, кто имеет русское происхождение.

«Есть люди, не имеющие русского происхождения, которые покупают серьезное русское искусство. Еще есть такой эффект: когда люди начинают писать, что русское вызывает большой интерес, люди, которые никогда не смотрели на русское искусство, начинают его смотреть, ценить и собирать», — сказал Тизенгаузен.Он добавил, что «если вы хорошо посмотрите на  за последние 30 лет: до перестройки кто покупал русское искусство, которое у нас уже было в продаже? Не русские».