«Сноуден» от Оливера Стоуна

В июне 2013 года, в центре Гонконга застенчивый очкарик (Джозеф Гордон-Левитт), нервно крутя кубик Рубика, пришел на тайную встречу с режиссером-активистом Лорой Пойтрас (Мелисса Лео) и журналистом Гленом Гринвальдом (Закари Куинто). Очкарика звали Эдвард Сноуден, он несколько лет провел в кибердепартаментах ЦРУ и АНБ, и его откровения уже через месяц взорвут мир — а самого стукача отправят в вынужденную ссылку в Москву. Что заставило его пойти на нарушение законов о гостайне и шпионаже? Что еще важнее — есть ли хоть кто-то, не знакомый со сноуденовской историей?

Что касается ответа на второй вопрос, то Оливер Стоун не питает иллюзий. История Сноудена была исчерпывающе освещена в документальном фильме самой Пойтрас «Citizenfour. Правда Сноудена» — его самые сильные фрагменты Стоун здесь с необъяснимым старанием разыгрывает с помощью актеров, но на ту же полноту и сенсационность рассчитывать уже, конечно, не может. Этот очевидный недостаток Стоун стремится компенсировать невиданной в кино на тему спецслужб, баз данных и кибербезопасности доходчивостью (а также расчетом на то, что нон-фикшн смотрят не все) — и показательно доходит в этом стремлении до смешного. Вытесняет профессиональную деятельность Сноудена на второй план навязчивая линия отношений с подружкой-либералкой (Шэйлин Вудли) — есть даже ничем, кроме желания показать попу Вудли, не обоснованная постельная сцена! Символизирует подлость службистов жиденький парик и взгляд исподлобья артиста Риса Иванса. Наглядно бежит, как в наивном хакерском кино 1990-х, по нарисованным на компьютере проводам, секретная информация; ожесточенно бьет по клавиатурам массовка. Чуть что, за кадром вдруг громыхает давно не модный брейкбит — намекая, что сейчас все это выродится если не в подобие фильмов о Борне, то уж точно в какой-нибудь «Кибер». Напрасно — максимум, на что хватает смелости Стоуна в обращении с правдоподобием, это раз в час впустить на экран чертом из табакерки Николаса Кейджа. Сам Сноуден на этом карикатурном фоне тоже стремительно упрощается, предстает медленно (даже слишком) прозревающим ботаником-патриотом без страха и упрека — то еще откровение. Но зато кино Стоуна действительно доходчиво, доступно, диетично — почти по-детсадовски: если вы мечтали посмотреть «Гарри Поттера и секреты ЦРУ», вот он, этот сомнительный шанс.