Иудейский праздник Суккот начинается в воскресенье вечером
Иудейский праздник Суккот (Сукот) начинается 15 числа месяца тишрей по еврейскому календарю и продолжается семь дней. В 2016 году Суккот выпадает на 17-23 октября. Праздник начинается с вечера 16 октября.
Суккот — один из самых любимых последователями иудаизма праздников. Тора трижды называет Суккот «временем радости». Праздник установлен в память 40-летнего странствия еврейского народа по Аравийской пустыне на пути из Египта в Землю обетованную, когда люди жили в палатках и шалашах, сделанных из веток («кущи»). Само слово «суккот» в переводе с иврита означает «шатры, шалаши».
Поэтому Суккот называют праздником кущей или шалашей. У него есть еще несколько названий: конец странствий по пустыне, праздник человечности и мира, праздник черпания и возлияния с просьбой дождей для будущего урожая.
Также его называют праздником урожая («хаг а-асиф»), так как в Израиле время праздника совпадает с последней жатвой. Он связан с предписанием Священного писания (Торы) особо отмечать дни окончания сбора урожая и полевых работ, во время которых крестьяне селились в окрестностях полей в шалашах.
Первый день Суккот — праздничный, в течение него запрещена любая работа. Остальные шесть дней – полупраздничные, в эти дни можно делать многие из «будничных» дел, которыми не занимаются в праздничный день, — как раз для того, чтобы он стал «полным праздником».
Кроме того, Священное писание (Тора) выделяет восьмой день от начала празднования Суккот, т. е. 22 число месяца тишрей. Он назван днем Священного собрания (Ацерет), а поскольку он восьмой (Шмини) с начала праздника, его называют Шмини Ацерет.
С праздником Суккот более, чем с каким-либо другим связано большое число обрядов. Самым значительным из них является обязанность проводить семь дней, особенно время еды, во временном жилище, которое должно соответствовать определенным требованиям.
Оно не должно располагаться ни под каким строением или кроной дерева, не может быть накрыто никаким навесом — оно должно находиться под открытым небом. Временное жилище должно иметь по меньшей мере три стены. Четвертая может оставаться открытой. Стены можно изготавливать из любого материала, но крышей может быть только настил из растений.
В качестве настила можно использовать ветви деревьев и кустарников, но временную постройку не покрывают тем, что идет в пищу (например, съедобными листьями, плодами). Покрытие должно быть таким, чтобы через него был виден свет звезд и мог проникать дождь. Вместе с тем во временной постройке должно быть больше тени, чем солнечного света.
Временное жилище строят таким образом, чтобы там могли разместиться, как минимум, все мужчины семейства (включая мальчиков старше 13 лет), а также и предполагаемые взрослые гости-мужчины. Приступают к его построению за пять дней до Суккот. Если по какой-то причине шалаш не был изготовлен перед праздником или случайно разрушен, например, порывом ветра, его можно построить или восстановить после первых двух дней Суккот.
Строение должно быть украшено. Вешают на стенах орехи, персики и гранаты, виноградные грозди и другие виды плодов, а также цветы и венки из колосьев.
В построенном временном жилье, шалаше стараются проводить как можно больше времени. В странах, где в это время года уже холодно, в нем стараются, по крайней мере, устраивать все трапезы. Еврейский закон называет в Суккот дом человека — временным жилищем, а шалаш — постоянным.
Если случается сильный дождь и шалаш заливает, разрешается покинуть его. От выполнения заповеди пребывания во временном жилище освобождаются больные. Путешествующему разрешается есть вне шалаша. Женщины освобождены от заповеди жить в нем.
Всю неделю праздника помещение шалаша становится как бы вместилищем заповеди. Поэтому сюда нельзя входить в грязном или вносить испачканное. После праздника, когда шалаш разбирают, нельзя наступать на материалы постройки либо применять их для неблаговидных целей.
С праздником связана и другая традиция – благословение над четырьмя видами растений («арба миним») — лулав (пальмовую ветвь), гадасим (три веточки мирта), аравот (две веточки ивы) и этрог (плод дерева из семейства цитрусовых), которые символизируют единство еврейского народа. Ветви, связанные в один пучок, держат в правой руке, а этрог – в левой и произносят благословение, завершив которое переворачивают цитрусовый плод черенком вниз. Затем, сблизив руки, потряхивают «букетом» из ветвей в шести направлениях: юго-восток, юго-запад, восток, вверх, вниз, запад, по три раза в каждом направлении, т. е. всего 18 движений. Этот обряд совершается в каждый из семи дней Суккот (кроме субботы).
В канун первого дня праздника Суккот зажигают праздничные свечи. По обычаю, их зажигают в шалаше, но если он плохо защищен от ветра, их зажигают дома. Перед зажиганием произносят благословение о свечах праздника и благодарственное благословение.
Наслаждение праздником заключается в устроении двух трапез – вечерней и дневной. Трапезу благословляют над двумя целыми буханками хлеба (халами). Вино пьют не только во время кидуша (обряд освящения, производимый над бокалом вина), но и потом, за едой. Обязательно едят мясные (и другие) лакомства, для того, чтобы насладиться праздником. К праздничному столу принято подавать плоды нового урожая и блюда из них.
Праздник Суккот всегда отличает радостная и оживленная атмосфера: на праздничное угощение приглашаются не только родные и близкие, но даже малознакомые люди, и это особенно важно для тех, кто нуждается в дружеской и моральной поддержке. В этот праздник евреи обращаются к Всевышнему с благодарностью и восхвалениями за то, что он благословил свой народ изобилием.