В ГМИИ имени Пушкина открыли выставку Кандинского «Багатели»
Выставка Василия Кандинского «Багатели», на которой представлены графические произведения знаменитого абстракциониста, а также работы, выполненные в уникальной технике живописи по стеклу, открылась в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина.
В 2016 году исполнилось 150 лет со дня рождения основоположника и теоретика абстрактного искусства Василия Кандинского. Кандинский дважды становился эмигрантом: сначала ему пришлось уехать из России, затем – из Германии. В период нацизма его произведения были отнесены к «дегенеративному искусству», немецкие музеи избавлялись от них, в то время как в российских — вследствие идеологической политики – они долгое время хранились в фондах и не показывались зрителю.
«Мы как бы завершаем в нашем пространстве юбилейный год празднований 150-летия со дня рождения Кандинского… Мы рискнули сделать завершающий шаг, как мне кажется очень элегантным образом, для того, чтобы вычленить в сущности два года из жизни Кандинского и сложить эту историю», — сказала директор музея Марина Лошак на показе выставки.
Она подчеркнула, что выставка неслучайно названа «Багатели», так как центральными экспонатами на ней стали работы, выполненные в уникальной технике живописи на стекле, которая на протяжении многих веков пользовалась успехом в Европе. Художник пишет маслом в инверсивном порядке, то есть учитывая восприятие зрителем композиции слева направо. В Москве Кандинский создал 27 таких работ и назвал их «багателями», что в переводе с французского означает «мелочи», «пустячки».
Важное значение в жизни Кандинского сыграл сам музей имени Пушкина, в котором он встретил свою жену. В одном из трех залов выставки представлены работы Нины Кандинской, которая, по словам заведующей отделом личных коллекций музея Натальи Автономовой, не отличалась особыми художественными способностями, но вдохновилась творчеством мужа и сделала несколько аппликаций, их впервые представят российскому зрителю в ГМИИ. В состав экспозиции вошли семь ее работ, в том числе рисунок на стекле, сделанный по наброску Кандинского. В том же зале можно увидеть знаменитую акварель мастера «Одному голосу», которую Кандинский создал после первого телефонного разговора с будущей женой.