«Ла-Ла Ленд» — идеальный фильм, чтобы провести вечер вместе
Идеальный фильм, чтобы провести вечер вместе. Это не мюзикл, как можно было предполагать, а очаровательная романтическая комедия. Поют там всего несколько раз – в моменты, когда не петь уже невозможно. Зато и поют, и танцуют красиво – в такт той красоте, которая вообще свойственно этой картине.
Это история о двух мечтателях, которые встретились в трудный период своей жизни. Она ходит на кастинги, но пока что просто работает официанткой в маленькой забегаловке и иногда даже обслуживает настоящих голливудских кинозвёзд. Он жаждет открыть свой собственный джаз-клуб, а пока он, пианист-виртуоз, вынужден перебиваться случайными подработками на чужих вечеринках. Вместе они проходят через бедность и безработицу, но их ждёт самое тяжёлое испытание, когда один из них решится на компромисс со своей мечтой.
Теперь уже можно с уверенностью сказать: это имя придётся запомнить. Дэмьен Газель, новый автор в американском кинематографе, способный говорить новым языком на старые темы. Его «Одержимость», о дирижёре, который издевается над юным барабанщиком, была всё-таки локальным фильмом и принесла всемирную известность не столько режиссёру, сколько исполнителю роли второго плана, Дж.К. Симмонсу. Но уже тогда стало понятно, что этот Шазелл как никто умеет соединять кино с музыкой и что он, например, предпочитает работать с большими кусками того и другого. Если мелодия – то на несколько минут, если кадр, то есть шанс, что он не будет заканчиваться, хотя камера может при этом быть довольно свободной. Еще понятно, что для Шазелла вопросы свободы творчества, борьбы за свою мечту и конформизма во всех своих проявлениях – ключевые. Но для голливудских продюсеров главное не это. Важнее, что Шазелл постоянно помнит о зрителе, его «Одержимость» — это картина для широкой аудитории, и режиссёр твёрдо держит зал в руках, не отпуская его внимание ни на секунду.
В фильме «Ла-Ла Ленд» Шазелл полностью оправдал это доверие. Кажется, история о немолодом неудачнике, помешанном на «олдскульном» джазе, — материал для фестивального кино. А при этом вот же – романтическая комедия со звёздами первого звена. Мюзикл – рискованный жанр, не каждый его любит. А вот – герои фильм поют и танцуют, и это ни одного человека в зале не покоробит, даже если он от мюзиклов старается держаться за версту. И джаз тут обильно звучит, и все любимые Шазеллом темы сохранены, и даже кадры сохранили свою неприличную для коммерческого кино длину. Шазеллу невероятно повезло: он умеет делать фильмы, которые легко и приятно смотреть и от которых ждёшь, что они подольше не будут заканчиваться. Здесь даже Дж.К. Симмонс появится, и опять от его героя никому сладко не придётся.
https://www.youtube.com/watch?v=7-bsCvVLzPw
Поскольку фильм сделан как шоу внутри шоу, его противопоказанно смотреть где-то, кроме кинотеатра. Хотя бы в первый раз, иначе впечатление от аудиовизуального вихря будет практически утрачено. И его, конечно, ни в коем случае нельзя смотреть с дубляжом. Потому что звук у Шазелла важен не меньше, чем изображение. А часто даже и больше, даже сильно больше.
Сергей Сычёв