«Молчание» Бога в религиозном триллере
Фильм именитого оскароносца Мартина Скорсезе «Молчание» (англ. Silence) основан на одноимённом романе японского писателя Сюсаку Эндо (Shūsaku Endō) (1923–1996). Действие фильма происходит в XVII в. в Японии, куда отправляются из Португалии два молодых иезуита – Себастьян Родригес (Эндрю Гарфилд) и Франциско Гаррпе (Адам Драйвер) с целью найти своего духовника падре Феррейра (Лиам Нисон), который, по данным руководства ордена, отрекся христианской веры перед лицом диких и жестоких преследований последователей Христа в этой стране. Сёгуны видели опасность распространения христианства из-за угрозы внешних влияний. Молодые священники, незаконно проникнув в Японию, проводят там тайную евангелизацию местного сельского населения, рискую жизнью своей и своей паствы.
Японские власти сёгуната используют для выявления тайных христиан фуми-э – изображения Иисуса Христа или Девы Марии: подозреваемые должны были наступить на такое изображение, чтобы доказать, что не являются христианами. Японские христиане ушли в глубокое подполье практически до ХХ в. Япония на несколько веков стала страной абсолюно закрытой для Запада, пресекая внешние проникновения жесткоким образом. Фильм поднимает проблемы изоляционизма, этнического, чужого.
Вера о. Родригеса поддается сложнейшим испытаниям на грани человеческих возможностей. Как для хорошего последователя святого Игнатия Лойолы (основателя ордена иезуитов), для о. Себастьяна важен внутренний анализ совести, размышления, созерцания, молитвы словесные и мысленные. Но в своих стремлениях следовать за Христом он в отчаянии говорит: «Молюсь, но не получаю ответ. Может, им есть молчание?».
Герою сложно найти ответы на вопросы, которые в комфортной Европе никогда бы перед ним не постали. Как простить предательство? Как устоять перед лицом диких и утонченных испытаний, чудовищной изобретательности которых удивились бы Нерон и Диоклетиан? Как сохранить душу в соприкосновении со злом? Как спати свою паству? Какой им дать совет? Сохранить жизнь или пролить свою кровь, уподобляясь Христу на Голгофе? Умереть или уйти в глубокое, но унизительное подполье?
Перед лицом страданий христиан, которые отреклись веры, но из-за него отданы на мучительную смерть, о. Родригес принимает решение. Его ему подсказывает (после стольких молитв) Иисус в изображении, на которое надо наступить. Измученное, запавшее лицо Христа говорит иезуиту: «Топчи! Можешь потпать! Я для того пришел, чтоб Меня топтали!». Эта израненная голова Иисуса была совсем не такой, какую он видел в величественных соборах Европы. Именно это лицо о. Родригес увидел в своем отображении в речке перед тем, как его поймали: герой будто сливается со своим Спасителем, который не осуждает, а любит, особенно в слабости и отчаянии. Динамично-экспрессивная сцена наступания о. Родригеса на фуми-э показывает в замедленной съемке его внешнее падение. Но внутренне он себя сохранил. Священник продолжает свою миссию тайно.
Немало кадров снимались с перспективы высоты, будто посылая режиссерский месседж: небеса видят, хоть и молчат. Символические образы корабля и лодки в темных холодных водах образно показывают, что «лодка святого Петра» (одним из символов Церкви является именно корабль) в Японии пребывает в смертельной опасности.
В кинематографической поэтике фильма мастерски используется универсальный в искусстве прием противоставления света и тьмы – многие сцены показаны в полумраке, в котором пробивается слабый источник света. В заключительной сцене сожжения тела о. Родригеса теплый свет ритуального огня показывает спокойное лицо покойного, в ладонях которого тайно вложен небольшой крестик. Последний католический священник в стране Восходящего Солнца будто выражет своим умиротворенным лицом: «Я сумел сохранить веру и передать ее другим. Христос меня, слабого, униженного человека, простил, ведь имеено к таким Он и пришел…»
Это фильм о сомнениях не только в вере, но и в истинности своего я, избранного жизненного пути.
Ян Остащук
https://www.youtube.com/watch?v=PVdZblYXZFY&feature=share