ИноСМИ

Ватикан на грани нервного срыва

логотип Atlantico

Atlantico, Франция

Аtlantico: 6 февраля на римских улицах появились плакаты с таким обращением к понтифику: «Но где же твое милосердие?» Поводом к тому стал недавний уход великого магистра ордена Святого Иоанна Мэтью Фестинга (Matthew Festing). Он был воспринят как кульминация череды отставок и назначений, которая была в штыки встречен частью ватиканского руководства. Каковы масштабы и причины разногласий и недовольства в Ватикане?

 

Кристоф Дикес: Последние несколько месяцев Ватикан действительно переживает большие потрясения. Так, в октябре всего за день были заменены все члены Конгрегации богослужений.

 

Это ведомство занимается важнейшими для церкви вопросами литургии и является эквивалентом министерства. В такой административной чистке уцелел лишь пользующийся бесспорной популярностью кардинал Сара.

 

Несколько недель спустя своих должностей лишились три священника Конгрегации доктрины веры. Причиной стала критика Папы в частной беседе, причем никаких объяснений с его стороны не поступало. Стоит подчеркнуть, что подавляющее большинство служащих Ватикана не слишком-то любят Франциска. Так, например, реформа пресс-службы Святого престола, которая отразилась на традиционных институтах (Radio Vatican, Osservatore romano) была в штыки воспринята внутри.
Наконец, Ватикан сегодня оказался в центре борьбы вокруг интерпретации апостольского обращения Amoris laetitia. Оно было написано Папой после проведения синода по семье (2014-2015) и намекает на то, что люди, которые развелись и затем вновь вступили в брак, могут быть допущены к причастию. Четыре кардинала потребовали от Папы Франциска пояснений по этому обращению, которое, как им кажется, противоречит посланиям Иоанна-Павла II и учению церкви о браке. Причем в этом они не одиноки: епископы, теологи и специалисты по каноническому праву высказались по этому поводу, отметив беспокойство верующих. Папа же пока ответил на все лишь молчанием, которое, по мнению многих, выглядит высокомерным и не соответствует роли понтифика как арбитра в конфликтах.

 

— Раскол докатился даже до французского католического сообщества с «противостоянием» по вопросу мигрантов между Лораном Дандрье (Laurent Dandrieu) и Эрваном Ле Моредеком (Erwan Le Morhedec). Эта перепалка говорит о проблемах в церковном руководстве или же более глубоком и длительном расколе? Не слишком ли поспешно на это навешивают ярлык борьбы правых и левых?

 

— По факту, причины недовольства варьируются от случая к случаю и от страны к стране. Так, служащим Ватикана было трудно принять реформу курии, хотя она необходима для модернизации Святого престола.

 

Недовольство проявилось особенно явно после избрания Папой кардинала Бергольо, который отказался выплачивать сотрудникам внеочередную премию, хотя она была традицией при каждой смене понтифика.

 

На другом берегу Атлантики американские консерваторы крайне скептически относятся к Папе, который без конца критикует либерализм и в отличие от Иоанна-Павла II, по всей видимости, меньше обеспокоен тематикой жизни (аборты, эвтаназия). Это символизирует нынешние оборонительные позиции церкви на фоне релятивизма современных обществ. Данный вопрос, кстати, был одним из ключевых в президентской кампании в США. Во Франции же критика Папы проявилась в первую очередь по миграционной тематике, как показал спор между Лораном Дандрие и Эрваном Ле Моредеком.

 

В то же время существует критика со стороны прогрессивного крыла церкви: так, например, оно минимизирует заявления Папы по поводу необходимости исповеди. Примирение с католиками-традиционалистами Братства Святого Пия Х тоже было отрицательно воспринято левым крылом.

 

— Можно ли сказать, что у Папы возникли проблемы с руководством?

 

— У Папы есть программа реформ церкви с точки зрения ее руководящих структур и образа действий в мире. Как ни парадоксально, он хочет покончить с монархической структурой церкви, пользуясь властью монархическим образом. Дошло до того, что некоторые эксперты по Ватикану начали использовать понятия «автократия» и «железная дисциплина» относительно его правления.

 

По факту, Франциск — одинокий человек, чей напряженный взгляд расслабляется лишь на встречах с верующими и во время празднований на площади Святого Петра. Однако такое одиночество власти его не пугает. Он всегда говорил, что принимает всю ответственность. Тем не менее, как подчеркнул эксперт Карло Фантаппье (Carlo Fantappiè) в книге Виржини Рива (Virginie Riva) «Беспокойный Папа», понтифик не смог добиться признания легитимности перемен. Однако любая реформа нуждается в этом, чтобы сохраниться в истории.

 

— Разве Ватикан — не один из тех институтов, где реформы неизменно оказываются медленными и трудными? И разве не все Папы-реформаторы сталкивались с тем же противодействием, что встречает сегодня Франциск?

 

— Да, вы правы. Франциск отнюдь не стал первым Папой, который встретил противодействие в Ватикане. Святой Пий Х, который в 1907 году провел еще более радикальную реформу курии, чем нынешний понтифик, столкнулся с множеством препятствий. Иоанн-Павел II в свою очередь боролся с курией, которая совершенно не верила в возможность краха коммунизма. После покушения в 1981 году многие кардиналы сказали себе, что Папа Войтыла откажется от своих «иллюзий». Ничего подобного. Иоанн-Павел II продолжил «борьбу», как ни в чем не бывало. А что насчет Бенедикта XVI? Николя Диа (Nicolas Diat) описывает в книге «Человек, который не хотел быть Папой», как с первых же часов в статусе понтифика против него сформировалась оппозиция, чтобы следить за каждым его неосторожным шагом. Иначе говоря, внутренняя напряженность в Ватикане возникла отнюдь не вчера. Однако минимизировать ее в любом случае не стоит.

 

Кристоф Дикес (Christophe Dickès), историк и журналист

 

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.