Оргкомитет премий Grammy отбивается от обвинений в расизме
Награждение премией Grammy британской певицы Адель стало новым поводом для обвинений руководства этого конкурса в расизме.
«Я, пожалуй, не смогу принять эту награду», — сказала она, расколов (нечаянно) врученный ей золотой граммофончик надвое.
Разумеется, в итоге она все же согласилась принять приз, невзирая на протесты, что беременная двойней темнокожая Бейонсе более достойна награды.
Можно долго спорить о том, кто больше заслуживает эту премию, но факт остается фактом: за последние 10 лет только один чернокожий музыкант получил главный приз — им стал Херби Хэнкок, чей альбом 2008 года «Река» был собранием песен белокожей Джони Митчелл в его исполнении.
В предшествующее десятилетие ситуации была получше — тогда премии получили такие артисты как Ауткаст, Лорин Хилл и Нора Джонс.
Так всё-таки — правы ли те, кто подозревает конкурс Grammy в расизме? Президент конкурса Нил Портноу уверен, что нет.
«Следует помнить, что исход конкурса решает не жюри, а результаты голосования 14 тысяч членов Академии звукозаписи, — говорит он. — Это не корпоративное решение, а совершенно демократический процесс».
Однако многие критики с этим не согласны.
«Даже вполне добронамеренные люди часто оказываются не в состоянии опознать системный расизм», — писал в прошлом году музыкальный критик Джон Виланова после того, как Тейлор Свифт получила приз Grammy за лучшее название альбома, опередив Кендрика Ламара.
По его словам, в саму систему распределения исполнителей по категориям уже заложена невидимая расовая дискриминация: например, всем известно, что категория «современный урбанизм» или «ритм-и-блюз» относятся исключительно к чернокожим исполнителям, куда их, по его мнению, и выдавливают.
В этом году призы в этих категориях достались Бейонсе и ее младшей сестре Соланж.
Тем временем музыкальный обозреватель Кевин Пауэлл выразил мнение, что альбом Бейонсе «Лимонад», в котором поднимаются темы расизма, полицейского насилия и подавления женщин, звучал до такой степени беззастенчиво «черным», что вызывал неловкость у многих слушателей.
«Мы всё еще остаемся страной, которая не хочет прямо посмотреть в глаза правде, — заявил он в интервью телеканалу CNN. — Альбом Адель очень сильный, но это всё песенки о любви. Он вполне традиционен, в нем нет ничего дерзкого или спорного, и новаторским его назвать нельзя. И это проявилось в голосовании членов Академии».
В то же время члены жюри конкурса Grammy не обязаны были вознаграждать альбом Бейонсе за его социальную проблематику и гражданское звучание, хотя оно очевидно.
С точки зрения коммерческого успеха альбом «25» Адель был наиболее успешным из всех дисков, вошедших в список номинантов. Он был продан в количестве 9,2 млн копий только в США, в то время как альбом Бейонсе разошелся тиражом лишь в 1,6 млн экземпляров.
Важнее другое — многие музыканты считают, что конкурс незаслуженно обходит вниманием чернокожих исполнителей. Именно по этой причине об отказе участвовать в нем в этом году объявили такие музыканты как Канье Уэст, Франк Оушн и даже Джастин Бибер.
Если организаторы конкурса не обратят на это внимание, он может потерять свое культурное значение.
Но с другой стороны — церемония вручения премий Grammy никогда не сводилась только к призам. Невероятное по силе выступление Бейонсе сделало больше для успеха ее альбома, чем очередной приз в ее коллекции трофеев, а ведь она получила уже 22 награды Grammy.
Продажи ее альбома «Лимонад» после воскресной церемонии выросли в четыре раза. А вот продажи диска Адель всего лишь удвоились.