Голос монстра
У тринадцатилетнего Коннора (Льюис МакДугалл) мама (Фелисити Джонс) больна раком, на горизонте маячит перспектива переехать к суровой бабушке (Сигурни Уивер), с которой отношения совсем холодные, в школе к Коннору пристают хулиганы, а еще ему снятся ночные кошмары, в которых мама буквально проваливается под землю — а он не может ее спасти. Однажды ночью в окно его комнаты заглядывает огромный говорящий тис (за него говорит и двигается Лиам Нисон), который сообщает мальчику, что он пришел рассказать ему три истории — и после этого Коннору придется честно рассказать свою собственную.
Историю про древнего монстра, который приходит к мальчику в беде, придумала писательница Шивон Дауд — но книгу она написать не успела, потому что скончалась от рака в возрасте 47 лет. В итоге редактор передал идею Патрику Нессу: тот написал книгу, она стала хитом детской литературы — и Несс сам превратил ее в сценарий.
Иначе говоря, история у «Голоса монстра» очень личная (а у фильма и подавно — у исполнителя главной роли Льюиса МакДугалла мать умерла, когда ему было 11), и режиссер Хуан Антонио Байона подошел к ней предельно аккуратно и трепетно. Книгу, кажется, пересняли буквально слово в слово. Байона показывает мир с точки зрения не просто маленького ребенка, а человека, чей взгляд на реальность ограничен подавленным гневом и отчаянием, — и фильм ни на секунду не забывает, как воспринимает все человек, чей мир перевернулся. Так что это одновременно трогательный, пронзительный, но и честный фильм: здесь никто не сглаживает углы — да, это кино про мальчика с умирающей мамой, и да, тут есть над чем поплакать.
Больше всего «Голос монстра» напоминает «Лабиринт Фавна» — там тоже к ребенку потустороннее существо приходило в трудную минуту, и оба фильма сделаны в манере магического реализма: сказка на экране совмещается с реальностью. Параллель еще подкрепляется тем, что дель Торо и Байона — большие друзья, и первый помогал второму с его дебютным фильмом «Приют».
Самые красивые моменты в «Голосе» связаны как раз с волшебным и сверхъестественным: монстр Нисона действительно роскошный, он скрипит и кряхтит так, что ни на секунду не сомневаешься, что перед тобой — ходячее дерево. Но лучшее — это истории, которые монстр рассказывает: две из них проиллюстрированы акварельной анимацией, и в эти моменты Байона дает себе волю — анимационные вставки напоминают иллюстрации к страшным детским книжкам, какой сам «Голос монстра» и является. Истории монстра, разумеется, не простые, хотя и похожи на традиционные сказки: монстр пытается донести до Коннора мысль, что люди и жизнь порой сложнее, чем можно подумать на первый взгляд.
При всей тяжести затрагиваемых тем «Голос монстра» остается детским фильмом — странным, самобытным, мрачным детским фильмом. Его прямолинейность можно принять за плоскость, но у Байоны есть благородная задача: рассказать детям о том, как пережить горе. От этого фильм как бы застревает между двух миров: кому-то наверняка покажется, что он слишком прост для взрослых, кому-то — что слишком жесток для детей. Второе при этом дальше от правды — за детей бояться не стоит, «Голос монстра» их точно не травмирует. На самом деле он доносит несколько важных мыслей, которые полезно усвоить в любом возрасте: любовь иногда приносит страдание, бояться — нормально, и в себе всегда можно найти силы продолжать жить.