Самая влиятельная женщина мира искусства Ирина Антонова
Ирине Александровне Антоновой сегодня исполняется 95 лет. Она – президент ГМИИ им.Пушкина, до этого – его директор на протяжении полувека, еще ранее – просто сотрудник музея.
Все это лишь официальные строчки в ее послужном списке. Но уже несколько поколений любителей искусства ставят фактически знак равенства между ее именем и самим музеем. О себе в музее говорить Ирина Александровна не любит, категорически отказывается. «Что я? Рассказывайте о картинах» – ее стандартный ответ. Но сегодняшний ГМИИ им.Пушкина – один из крупнейших музеев мира – не был бы таким, каким он есть, не будь в нем Антоновой.
Небольшого роста, всегда с иголочки одета, короткая стрижка и жесткая поступь. Неизменно – нитка жемчуга на шее. Помню, как несколько лет назад, я буквально бежала за ней по коридорам музея – у нас было запланировано интервью с передвижной студии, которая ждала на улице, и мы с ней шли к машине. Утвержденные заранее полчаса беседы Ирина Александровна, говоря современным языком «отработала», несмотря на летнюю жару и духоту. И в этом, думается, она вся. Работа – прежде всего.
Антонова пришла работать на Волхонку в 1945. С 1961 – возглавила музей. Именно благодаря ее усилиям и авторитету в Пушкинском проходили выставки, которые, казалось, были невозможны за «железным занавесом»: еще в 1950-е здесь показали Пабло Пикассо, в 1966 – опального художника Тышлера.
В 1974 в Москву в специально изготовленном пуленепробиваемом ящике привезли Мону Лизу из Лувра.Для организации выставки одной картины потребовалась и огромная страховка, которая составила несколько миллионов. Около музея тогда стояли огромные очереди, желающие увидеть шедевр чуть ли не ночевали около ГМИИ.
1981 год ознаменовался сенсационный выставкой «Москва-Париж», когда в музейных залах выставили произведения авангардистов. Как говорила потом сама Антонова, публика шла тогда не только на французское, но и русское искусство, которое до этого никто не показывал.
Все то, что сегодня стало неотъемлемой частью музейной жизни в принципе – занятия для детей, музыкальные вечера, лекции, встречи – все это появилось в Пушкинском задолго до нынешнего музейного бума.
Именно Антонова вместе с величайшим пианистом ХХ века Святославом Рихтером придумали фестиваль «Декабрьские вечера», который проходит ежегодно. Кстати, дни рождения Антоновой и Рихтера приходятся на один день. И сегодня, в день 95-летия Ирины Александровны исполняется 102 года со дня рождения Святослава Теофиловича.
С Антоновой всегда работали профессионалы высокого уровня, но очевидно, что решающим был всегда ее вес и авторитет в музейном сообществе. С 2013 года она – президент ГМИИ им.Пушкина. Она по-прежнему работает, делает выставки, читает лекции. Один из недавних циклов – специальные встречи для людей, которым за 60.