«Уна» — девочка прозрел
Десять лет назад 13-летняя Уна (Руби Стоукс) сбежала из дома вместе со своим соседом Рэем (Бен Мендельсон), который был намного ее старше. Закончилось это «приключение» тем, что мужчина сел в тюрьму за растление малолетней. Теперь взрослая Уна (Руни Мара) находит Рэя, который после освобождения сменил имя, нашел работу менеджера и даже женился. Преступник не хочет видеть девушку, но она является к нему в контору и настаивает на откровенном разговоре.
Откровенно говоря, печально, что такие картины, как «Уна», нужно снимать. Ведь вроде все понимают, что педофилия заслуживает не просто порицания, а презрения и жесткого наказания. Но раз это очевидно, то почему, например, Роман Полански не пария, прячущийся под чужим именем в беззаконной стране, а десятилетиями снимающий кино постановщик, который всего лишь не может работать в Голливуде, где он совершил свое омерзительное преступление? Пока такие ситуации все еще возможны, необходимо среди прочего создавать художественные ленты, наглядно и драматично демонстрирующие последствия педофилии.
Дебютная картина австралийского театрального постановщика Бенедикта Эндрюса «Уна» основана на пьесе шотландского драматурга Дэвида Харроуэра «Черная птица», впервые опубликованной в 2005 году. Харроуэр лично превратил пьесу в сценарий, и он лишь слегка расширил повествование, в котором в оригинале всего два персонажа. В «Уне» героев больше, но суть фильма все равно в сложных, противоречивых чувствах Уны по поводу случившегося и в попытках Рэя оправдаться и не допустить, чтобы девушка испортила его новую жизнь.
Почему чувства Уны противоречивы? Потому что то, что с ней произошло, было совращением, а не изнасилованием. Рэй манипулировал девочкой, а не заставлял ее что-то делать, и Уна была в него искренне влюблена. Это чувство тлеет в ней до сих пор, хотя сейчас Уна понимает, что с ней случилось. Поэтому девушка заявляется к педофилу не для того, чтобы проклясть его или убить. Она хочет окончательно разобраться в своих переживаниях и начать наконец жить, а не с трудом выживать под психологическим напором случившегося. Так что Уна то обвиняет Рэя как прокурор, то говорит с ним как обманутая любовница, которая втайне надеется, что возлюбленный прояснит «недоразумение».
Естественно, Рэй пользуется этой возможностью, чтобы вновь применить свои способности манипулятора. Он настаивает, что не является педофилом и что был влюблен в Уну, а не использовал ее для потакания своим «запросам». Он убеждает девушку, как некогда настаивал в суде, что произошедшее было ошибкой в пылу страсти, а не расчетливым преступлением. Он надеется вызвать сочувствие и жалость, дабы Уна оставила его в покое. И надо признать, что он неплохо справляется с оправданием неоправдываемого. В чем, собственно, и состоит основная опасность подобных людей. Они куда опаснее для головы, чем для тела, и то, в каком психологическом аду Уна провела последние десять лет, тому наглядный пример.
Когда фильм держится на разговоре двух персонажей, кастинг критически важен. К счастью, Эндрюс не промахнулся. Руни Мара привычно убедительна в роли страдающей, но не сдающейся молодой женщины (Уна отнюдь не Лисбет Саландер из «Девушки с татуировкой дракона», но у них много общего). Бен Мендельсон же, которого мы недавно видели в «Изгое-один», просто потрясающ в роли обаятельного подонка, который так мастерски скрывает свою сущность, что водит за нос не только Уну, но и зрителей. Величайшее коварство дьявола в том, что он убедил мир, будто его не существует, и Рэй пытается проделать схожий трюк – выставить себя «заблудшей овечкой», а не «серым волком». У него это почти получается, и фильм оставляет за зрителями право сделать окончательный вывод о внутренней сути Рэя. Мудрое решение для ленты, которая хочет заставить публику задуматься.
Другое дело, что если вас не прельщает перспектива полтора часа вслушиваться в упреки, оправдания и воспоминания педофила и его жертвы, то «Уна» вряд ли вам понравится. Хотя лента довольно драматична, в ней нет ничего от блокбастерной занимательности и яркости. Показательно, что ее основное действие развивается в безликих офисах огромного склада, на котором работает Рэй. Так что смотреть в картине стоит лишь на лица персонажей.
Прошлое героев показано урывочными флешбэками, которые больше намекают, чем демонстрируют что-то предосудительное, так что это ни в коем случае не новая версия «Лолиты» или, паче чаяния, японского мульфильма «Кайт – девочка-убийца» с его откровенным изображением педофилии. Эндрюса и Харроуэра практически не интересуют тела (хотя в картине есть пара «нагих» кадров) – они копаются у персонажах в головах. И находят там немало пугающего.
Борис Иванов