Кино

«Уна» — девочка прозрел

Десять лет назад 13-летняя Уна (Руби Стоукс) сбежала из дома вместе со своим соседом Рэем (Бен Мендельсон), который был намного ее старше. Закончилось это «приключение» тем, что мужчина сел в тюрьму за растление малолетней. Теперь взрослая Уна (Руни Мара) находит Рэя, который после освобождения сменил имя, нашел работу менеджера и даже женился. Преступник не хочет видеть девушку, но она является к нему в контору и настаивает на откровенном разговоре.

Кадр из фильма "Уна"

Откровенно говоря, печально, что такие картины, как «Уна», нужно снимать. Ведь вроде все понимают, что педофилия заслуживает не просто порицания, а презрения и жесткого наказания. Но раз это очевидно, то почему, например, Роман Полански не пария, прячущийся под чужим именем в беззаконной стране, а десятилетиями снимающий кино постановщик, который всего лишь не может работать в Голливуде, где он совершил свое омерзительное преступление? Пока такие ситуации все еще возможны, необходимо среди прочего создавать художественные ленты, наглядно и драматично демонстрирующие последствия педофилии.

Кадр из фильма "Уна"

Дебютная картина австралийского театрального постановщика Бенедикта Эндрюса «Уна» основана на пьесе шотландского драматурга Дэвида Харроуэра «Черная птица», впервые опубликованной в 2005 году. Харроуэр лично превратил пьесу в сценарий, и он лишь слегка расширил повествование, в котором в оригинале всего два персонажа. В «Уне» героев больше, но суть фильма все равно в сложных, противоречивых чувствах Уны по поводу случившегося и в попытках Рэя оправдаться и не допустить, чтобы девушка испортила его новую жизнь.

Кадр из фильма "Уна"

Почему чувства Уны противоречивы? Потому что то, что с ней произошло, было совращением, а не изнасилованием. Рэй манипулировал девочкой, а не заставлял ее что-то делать, и Уна была в него искренне влюблена. Это чувство тлеет в ней до сих пор, хотя сейчас Уна понимает, что с ней случилось. Поэтому девушка заявляется к педофилу не для того, чтобы проклясть его или убить. Она хочет окончательно разобраться в своих переживаниях и начать наконец жить, а не с трудом выживать под психологическим напором случившегося. Так что Уна то обвиняет Рэя как прокурор, то говорит с ним как обманутая любовница, которая втайне надеется, что возлюбленный прояснит «недоразумение».

Кадр из фильма "Уна"

Естественно, Рэй пользуется этой возможностью, чтобы вновь применить свои способности манипулятора. Он настаивает, что не является педофилом и что был влюблен в Уну, а не использовал ее для потакания своим «запросам». Он убеждает девушку, как некогда настаивал в суде, что произошедшее было ошибкой в пылу страсти, а не расчетливым преступлением. Он надеется вызвать сочувствие и жалость, дабы Уна оставила его в покое. И надо признать, что он неплохо справляется с оправданием неоправдываемого. В чем, собственно, и состоит основная опасность подобных людей. Они куда опаснее для головы, чем для тела, и то, в каком психологическом аду Уна провела последние десять лет, тому наглядный пример.

Кадр из фильма "Уна"

Когда фильм держится на разговоре двух персонажей, кастинг критически важен. К счастью, Эндрюс не промахнулся. Руни Мара привычно убедительна в роли страдающей, но не сдающейся молодой женщины (Уна отнюдь не Лисбет Саландер из «Девушки с татуировкой дракона», но у них много общего). Бен Мендельсон же, которого мы недавно видели в «Изгое-один», просто потрясающ в роли обаятельного подонка, который так мастерски скрывает свою сущность, что водит за нос не только Уну, но и зрителей. Величайшее коварство дьявола в том, что он убедил мир, будто его не существует, и Рэй пытается проделать схожий трюк – выставить себя «заблудшей овечкой», а не «серым волком». У него это почти получается, и фильм оставляет за зрителями право сделать окончательный вывод о внутренней сути Рэя. Мудрое решение для ленты, которая хочет заставить публику задуматься.

Кадр из фильма "Уна"

Другое дело, что если вас не прельщает перспектива полтора часа вслушиваться в упреки, оправдания и воспоминания педофила и его жертвы, то «Уна» вряд ли вам понравится. Хотя лента довольно драматична, в ней нет ничего от блокбастерной занимательности и яркости. Показательно, что ее основное действие развивается в безликих офисах огромного склада, на котором работает Рэй. Так что смотреть в картине стоит лишь на лица персонажей.

Прошлое героев показано урывочными флешбэками, которые больше намекают, чем демонстрируют что-то предосудительное, так что это ни в коем случае не новая версия «Лолиты» или, паче чаяния, японского мульфильма «Кайт – девочка-убийца» с его откровенным изображением педофилии. Эндрюса и Харроуэра практически не интересуют тела (хотя в картине есть пара «нагих» кадров) – они копаются у персонажах в головах. И находят там немало пугающего.

Борис Иванов