Не надо спешить с выводами о вмешательстве России в выборы
Bloomberg, США
В январе американские спецслужбы обвинили Кремль в том, что он помог Дональду Трампу во время президентской гонки; однако они отказались представить доказательства в подтверждение данных обвинений, сославшись, естественно, на недопустимость раскрытия источников и методов работы.
Начатые по этому делу многочисленные расследования в предстоящие месяцы могут пролить больше света на ситуацию. Они могут даже представить неопровержимые улики и привести к отставкам и судебным процессам. Но детали уже сейчас вытекают наружу, и они отнюдь не подкрепляют выводы разведывательного сообщества. На самом деле, последние разоблачения указывают на то, что спецслужбы не понимают, кто обладает влиянием в Москве.
В среду вечером агентство Reuters опубликовало эксклюзивный материал на основе интервью с «тремя действующими и четырьмя бывшими американскими официальными лицами». Эти неназванные источники рассказали о «двух конфиденциальных документах» из московского аналитического центра, носящего название Российский институт стратегических исследований (РИСИ), в которых «излагается механизм и доводы в пользу активных усилий России по вмешательству в выборы 8 ноября», разоблаченных американскими спецслужбами.
В первом документе, который был распространен в июне, предлагалось провести масштабную пропагандистскую кампанию в США в поддержку кандидата, более дружественно относящегося к России, нежели Барак Обама. Во втором, вышедшем в октябре документе прозвучало предостережение о том, что Хиллари Клинтон скорее всего победит на выборах, а также призыв заменить пропаганду в поддержку Трампа предположениями о подтасовках на выборах с целью дискредитации американской избирательной системы.
Заявив, что данные документы сыграли важнейшую роль в выводах администрации Обамы в январе месяце, эти источники назвали РИСИ организатором одной из самых успешных в истории кампаний по оказанию влияния. Однако здесь налицо серьезная переоценка влияния, которым обладает организация, впавшая в немилость из-за ряда пагубных просчетов.
РИСИ — это не какой-то там рядовой мозговой трест. До 2009 года он входил в состав российской Службы внешней разведки СВР. Затем он номинально стал самостоятельной структурой, однако его директоров назначал сам президент Владимир Путин. Во время американской избирательной кампании им руководил вышедший в отставку генерал Леонид Решетников, который в СВР курировал балканское направление и возглавлял аналитический центр.
Решетников — это русский националист, близкий к тем кругам, которые набирали добровольцев, инициировавших и на начальном этапе руководивших пророссийским восстанием на востоке Украины. В конечном итоге его обвинили в том, что он не сумел предсказать украинскую революцию 2014 года.
Решетников свой пост сохранил, однако некоторые сотрудники были уволены. Один из них, Александр Сытин, изложил свои недовольства в статье, написанной им в 2015 году. «Из Кремля стали поступать сигналы о неготовности ввязываться в полномасштабную войну с Украиной, — написал он. — Стала очевидна вина экспертов института в процессе принятия (поддержки) решений, приведших Россию к серьезному экономическому и международному кризису». Кремль назначил виртуозного политика Вячеслава Суркова главным куратором восточной Украины.
Одной только биографии и послужного списка Решетникова достаточно для того, чтобы Кремль отказался прислушиваться к РИСИ (или по крайней мере, только к РИСИ) в таком важном вопросе как кампания воздействия на американские выборы. И не было никаких секретов в рекомендации Решетникова «активизировать сигналы о фальсификациях на выборах», чтобы их разоблачали американские спецслужбы. 8 ноября, то есть, спустя неделю после увольнения Решетникова с должности руководителя РИСИ по указанию Путина, он заявил нечто подобное на националистическом вебсайте tsargrad.tv:
Все рычаги — в руках у Клинтон. Финансовые рычаги и рычаги спецслужб. Поэтому мы можем только строить догадки, победит ли Трамп, как это должно быть, или будут фальсификации. Скорее всего, будут отвратительные фальсификации. И старушка окажется втянутой в них.
Генерал добавил, что американская избирательная система всегда подвергалась подтасовкам, чтобы наверх «не могли пробраться такие люди как Трамп». Его заявление было идеально синхронизировано с кремлевской пропагандой: 30 октября главное новостное шоу государственного телевидения «Вести недели» и его ведущий Дмитрий Киселев рассказали о том, насколько легко подтасовать результаты выборов в США.
Что это было: Кремль вел пропаганду в соответствии с советами Решетникова, или Решетников следовал указаниям Кремля? Я подозреваю, что верно второе, особенно если учитывать то, какую прохладную оценку РИСИ дал Трампу после его избрания.
21 ноября сотрудник института Игорь Пшеничников написал статью для государственного агентства «РИА Новости», в которой сделал прогноз о том, что Трамп будет себя вести как «обычный» республиканский президент, и наверняка станет конфликтовать с Россией, как это делали другие:
Так что совершенно нельзя исключать, что, оказавшись полноправным хозяином Белого дома, Трамп сделает пару-тройку реверансов в адрес его сторонников из американской глубинки, а затем займет более взвешенную — с точки зрения американского истэблишмента — позицию.
В то время такая точка зрения была непопулярна даже в США, а российская государственная пропаганда радовалась победе Трампа и вовсю хвалила его за теплые слова в адрес Путина. Зачем РИСИ изобретать план по избранию Трампа, чтобы затем выступать с предостережениями против него?
Если американские спецслужбы оценивают роль России в прошлогодних выборах на основе документов РИСИ, им следует поменять свою позицию. При Решетникове этот институт сблизился с крайне правыми российскими силами и не оказывал особого влияния на кремлевскую политику. Путин может соглашаться с его сотрудниками в некоторых вопросах, и может также неофициально использовать их для достижения определенных политических целей, но РИСИ далеко не единственный голос, к которому он прислушивается. Более того, после просчетов РИСИ на Украине Путин явно отдалился от него.
Сегодня институтом руководит человек, сделанный из другого теста. Это бывший премьер-министр и глава СВР Михаил Фрадков — человек более искушенный и практичный. Он в своей жизни больше занимался внешней торговлей, чем военными делами. Путин во время своего правления неизменно держит его на важных должностях, и Фрадков на самом деле может превратить РИСИ в настоящий мозговой трест Кремля. Но прошлогодние «конфиденциальные документы» из этого института могут быть лишь подстрочным примечанием к нерассказанной пока истории о том, что Кремль делал, а чего не делал в США.
Леонид Бершидский
Содержание статьи может не отражать точку зрения редакции, компании Bloomberg LP и ее владельцев.