Ученые: вдохновить Мунка на «Крик» могли перламутровые облака
Группа ученых из Университета Осло нашла объяснение, почему норвежский художник Эдвард Мунк мог использовать именно такие цвета и волновые изгибы на своей самой известной картине «Крик».
На работе 1893 года антропоморфное существо держится руками за голову и издает крик на многоцветном волнообразном фоне.
Как заметила метеоролог Хелен Мюри, работавшая над исследованием, экспрессиониста могло вдохновить редкое природное явление — полярные стратосферные облака, их также называют перламутровыми.
К образованию перламутровых облаков приводят низкие температуры и высокая степень освещенности.
«Сейчас у общества гораздо больше научной информации, чем в его времена. Он, возможно, и не видел таких облаков раньше. Нет сомнений, что на художника такое зрелище произвело бы сильное впечатление», — сказала Мюри на заседании генеральной ассамблеи Европейского союза наук о Земле в Вене.
Из дневников Мунка за 1890-1892 годы
Я шел по дороге с двумя друзьями — солнце заходило
Я почувствовал дыхание тоски
Небо вдруг стало кроваво-алым
Я оперся на изгородь и — смертельно усталый — смотрел
На пламенеющие облака, как кровь и меч над городом — над иссиня-черным фьордом и городом
Мои друзья ушли; я стоял там, дрожа от ужаса, и
Почуствовал этот мощный, бесконечный крик силы природы
Ранее метеорологи, анализировавшие «Крик», считали, что необычное небо на зданем плане картины — следствие вулканической активности.
За десять лет до первой из четырех попыток Мунка нарисовать картинку вулкан Кракатау в Индонезии сотрясло одно из мощнейших извершений в истории. Тогда погибли по меньшей мере 36 тыс. человек, большая часть самого острова Кракатау в Зондском архипелаге была уничтожена, а пепел оставался в атмосфере еще несколько лет и вызывал интенсивную окраску зорь в разных уголках планеты.
Однако исследователи в Осло полагают, что перламутровые облака больше похожи на то, что изображено на «Крике».
Эта стратосферная диковинка наблюдается на высотах от 15 до 25 км, образуясь при -80 градусах, высокой влажности и ветрах силой не менее 10 м/с.
«Эти облака — очень тонкие, их можно видеть только непосредственно на рассвете или на закате. Вы можете наблюдать уникальую комбинацию цветов за счет одновременно наблюдаемых рассеяния, дифракции и внутреннего преломления солнечного света на сверхмалых лединках диаметром около одного мирометра», — рассказала Мюри.
За 25 лет жизни в Осло доктор Мюри видела подобные облака лишь однажды — в 2014 году. Тогда же ее группа начала исследование о возможном вдохновении Мунка, когда их коллега Свайн Фикке задокументировал перламутровое небо над норвежской столицей серией впечатляющих фотографий.
Как говорят экологи, столь редкие явления, как стратосферные перламутровые облака или мезосферные серебристые, могут наблюдаться чаще в связи с изменением климата и истончением озонового слоя.
В случае с серебристыми облаками их стали наблюдать на куда более низких широтах, чем раньше.
По словам Мюри, перламутровые облака показывают схожую тенденцию, хотя статистика о более частом их наблюдении вне полярных широт пока не публиковалась.
«Мы знаем, что тропосфера [самый близкий к поверхности Земли слой атмосферы] нагревается и увеличивается, в то время как стратосфера сжимается и охлаждается. Не ровен час, что температура в -80 градусов [в стратосфере] станет в будущем обыденной», — предположила метеоролог.