Удивительный июнь в Национальной опере Украины
В первый месяц лета Национальная опера Украины предлагает, как всегда, довольно разнообразный репертуар, который удовлетворит и любителей классики — оперы «Набукко», «Турандот», «Норма», и поклонников национального репертуара — оперы «Наталка Полтавка» и «Запорожец за Дунаем». Для ценителей хореографического искусства — изысканные балетные постановки: «Корсар», «Дон Кихот» и премьера балета «За двумя зайцами».
4 июня — опера «Наталка-Полтавка» (Николай Лысенко)
Опера «Наталка Полтавка» является жемчужиной украинского искусства, которая каждый раз захватывает зрителей красотой изображенных народных персонажей, мелодичностью их языка и раскрывает лучшие качества украинского национального характера — благородство, нравственную чистоту, духовную силу и мужество.
Премьера оперы «Наталка Полтавка» состоялась в июле 2012 года к 170-й годовщине со дня рождения Николая Лысенко. И это уже 9-я постановка «Наталки Полтавки» на сцене театра. Впервые эта опера была поставлена 1936 году, и с тех пор к произведению театр обращался восемь раз. Каждый раз эта жемчужина украинской оперы обогащалась театральной эстетикой своего времени.
В 2012 году главный режиссер театра Анатолий Соловьяненко в содружестве с Мирославом Скориком предложили свою редакцию оперы «Наталка Полтавка». Мирослав Скорик несколько сократил увертюру, в оркестр ввел новые музыкальные инструменты, обогатил музыкальную фактуру, основываясь на музыкальном материале Лысенко, дописал интермедию между первым и вторым действиями. Для динамики событий был сокращен текст и количество куплетов во многих музыкальных номерах. Сцены свадебного обряда созданы на основе консультаций Николая Буравского, знатока украинских традиций. Для них отобрали обрядовые хоры: «Ой, приляж Наталко», «Ой, глянь мати», «І скинь, бо не годиться». Для финала Мирослав Скорик дописал танцевальные номера, среди которых — зажигательный «Гопак». Сценическое оформление выполнил львовский художник Михаил Ринзак.
Главный режиссер Национальной оперы Украины Анатолий Соловьяненко отметил, что обращаясь к опере, он в первую очередь думал о подрастающем поколении: «Именно с этого произведения начинается у детей школьного возраста знакомство с украинским оперным театральным искусством. Надеюсь, в нашей интерпретации опера стала ярче и выразительнее. В постановке я сместил акцент от тоски, слез и страданий к светлому, жизнерадостному быту. Я пытался придать опере позитивную окраску, обратить внимание на украинские обряды, наполнить спектакль юмором и душевностью».
Главные партии исполняют: Тамара Калинкина (Наталка), Анжелина Швачка (Аграфена Терпилиха),Богдан Тарас (Выборный Макогоненко), Павел Приймак (Возный Тетерваковский, жених Наталки),Сергей Скочеляс (Петр, любимый Наталки) и др.
8 июня — балет «Корсар» (Адольф Адан)
Через пятнадцать лет после «Жизели», которая вместе с «Сильфидой» открыла новую, романтическую страницу в балетном театре, Адольф Адан создал произведение, которому суждено было стать классикой этого жанра. Прославленный композитор написал балет по мотивам поэмы Дж. Р. Байрона «Корсар» на либретто Ж. Сен-Жоржа, который неоднократно сотрудничал с Аданом.
Работа над балетом проходила в течение 1855 года. В создании либретто, как это часто бывало, участвовал инициатор постановки Ж.Мазилье. Премьера «Корсара» состоялась в театре Grand Opera 23 января 1856 и стала лебединой песней композитора – не прошло и четырех месяцев, как Адана не стало.
Дальнейшая сценическая судьба «Корсара» была непростой: его неоднократно ставили, добавляя различные номера с музыкой других композиторов. Менялись балетмейстеры и хореография, хотя в основе своей все исходили из первоначальной постановки Мазилье.
Постановка романтического балета А.Адана, осуществленная известным танцовщиком Виктором Яременко на сцене Национальной оперы Украины, была посвящена 75-летию киевского балетного коллектива. Виктор Яременко создал новую сценическую редакцию, бережно сохраняя жемчужины первоисточника. При этом он творчески использовал опыт петербургского хореографа, глубокого знатока классического балетного наследия профессора Петра Гусева, который еще в начале 50-х годов XX века сделал смелый шаг к превращению преимущественно пантомимических мужских ролей, в частности Конрада, в ярко танцевальные. В постановке В. Яременко появилось немало новых оригинальных хореографических эпизодов. К тому же Виктор Яременко в свое время исполнял главную партию — его известное па-де-де из «Корсара», которое он с успехом танцевал на всех континентах, принесло ему победу и Золотую медаль на Международном конкурсе артистов балета в Японии.
Эта постановка «Корсара» не только обогатила репертуар Национальной оперы, но и стала важным этапом в освоении балетной труппой театра классического наследия.
Либретто Виктора Яременко и Юрия Станишевского. Дирижер-постановщик: Алексей Баклан. Балетмейстер-постановщик: Виктор Яременко. Художник-постановщик: Мария Левитская.
9 июня — опера «Турандот» (Дж.Пуччини)
«Турандот» — опера, которая стала лебединой песней великого итальянского композитора Дж. Пуччини, остается такой же близкой и желанной как для певцов, так и для зрителей, как один из бессмертных шедевров мирового музыкального искусства.
Идея нового произведения родилась под впечатлением драматического театра: композитор был увлечен спектаклем «Турандот» Ф. Шиллера в берлинском театре Макса Рейнгардта и предложил сюжет пьесы своим либреттистам. Однако поставил перед ними условие — либретто должно быть исполнено поэзии, фантазии и настоящих человеческих чувств. Дж. Адаме и Ренато Симони согласились адаптировать для оперы классический сюжет.
Премьера «Турандот» должна была состояться в апреле 1925 года, но смерть композитора отдалила ее на год. Заключительные эпизоды оперы вскоре были дописаны по эскизам покойного автора его учеником, молодым композитором Франко Альфано (при участии А. Тосканини). Впервые опера прозвучала 25 апреля 1926 в театре Ла Скала. За дирижерским пультом стоял гениальный Тосканини.
Для воплощения шедевра Пуччини «Турандот» на сцене Национальной оперы Украины по инициативе Посольства Италии в Украине в 2003 году был приглашен всемирно известный итальянский режиссер Марио Корради. Отмечая высокий профессиональный уровень киевской труппы, маэстро Корради с особым восторгом говорил о работе художника-постановщика Марии Левитской, подчеркнув, что ей удалось удивительно изящно передать особый сказочный китайский колорит спектакля.
Главные партии исполняют: Татьяна Анисимова (Принцесса Турандот); Андрей Романенко (Неизвестный принц, (Калаф); Ольга Нагорная (Лю, юная рабыня); Богдан Тарас (Тимур) и др.
10 июня — опера «Норма» (В. Беллини)
Среди всех музыкальных произведений, которые создал Винченцо Беллини, опера «Норма», которая уже более 180 лет с неизменным успехом идет на различных оперных сценах по всему миру, не зря считается истинным шедевром музыки. Один из музыкальных критиков XIX века писал о ней: «Из всех произведений Беллини именно в этой опере объединились глубокая реалистичность, мелодичное разнообразие и наиболее сокровенные чувства». По иронии судьбы этим критиком был ни кто иной, как Рихард Вагнер. Сам автор этого бессмертного произведения считал, что «Норма» — это лучшее, что он создал в жизни.
Премьера оперы «Норма» в Национальной опере Украины состоялась в 2007 году. Режиссер-постановщик — Анатолий Соловьяненко. Дирижер-постановщик — Николай Дядюра.
Главные партии исполняют: Виктория Ченская (Норма); Сергей Пащук (Поллион); Татьяна Пиминова(Адальжиза); Сергей Ковнир (Оровезо); Ольга Матушенко (Клотильда); Александр Дяченко (Флавий).
11 июня — балет «Дон Кихот» (Л.Минкус)
Сюжет знаменитого романа Сервантеса привлекал хореографов давно. Его воплощали на балетной сцене многие европейские мастерова, в частности, Новер, Бурнонвиль, Дидло, Тальони, Милон. Каждая из постановок «Дон Кихота» была недолговечной и рано или поздно сходила со сцены. Наиболее счастливой оказалась судьба балета, созданного выдающимся хореографом XIX века Мариусом Петипа.
Встреча Людвига Минкуса с Петипа в большой степени определила его дальнейшую судьбу и, видимо, благодаря этому событию он вошел в историю музыки прежде всего как композитор. Творческое содружество Петипа и Минкуса, началась именно с работы над «Дон Кихотом». Людвиг Минкус хорошо знал законы балетного театра и был в своем деле профессионалом высокого класса. Петипа понял это уже с первых встреч и, как вспоминал хореограф позже, сделал все, чтобы музыку к его «Дон Кихоту» писал именно он. И не ошибся в своем выборе. Минкус создал партитуру, которая отличалась яркой танцевальностью, мелодичностью и ритмическим богатством. В балете было предусмотрено все: соотношение целого и отдельных частей, эмоциональные нарастания и спады, закономерность слухового восприятия. Минкус, по словам одного из критиков, учел даже особенность дыхания танцоров.
В Киеве «Дон Кихот» впервые был поставлен в 1927 году, и с тех пор сменилось пять его редакций. Нынешнюю версию знаменитого балета осуществил балетмейстер театра Виктор Литвинов, который ориентировался в своей работе именно на постановку Мариуса Петипа.
Главные партии исполняют: Владислав Иващенко (Дон Кихот); Никита Соколов (Санчо Панса); Ксения Новикова (Мерседес) и др.
16 июня — опера «Набукко» (Дж. Верди)
Именно с оперы «Набукко» началась блестящая композиторская карьера Верди. Используя богатое наследие предыдущих поколений итальянских композиторов, Верди также привнес в оперу новую энергию, свое видение, что определило дальнейший путь развития этого жанра до конца девятнадцатого века. Драматургия «Набукко» довольно статична по сравнению с более поздними произведениями итальянца. Это драма отношений внутри любовного треугольника, которая происходит на фоне квазибиблейской истории иудеев, которые защищали свою родину от нашествия ассирийцев. Кроме массовых сцен угнетения и страдания, опера «Набукко» богата красивыми ариями, ансамблями и хоровыми номерами, включая знаменитый хор пленных иудеев плачущих по утраченной родине – «Va, pensiero».
На киевской сцене опера была поставлена в 1993 г., и была украшением репертуара почти полтора десятилетия. С «Набукко» киевская труппа много и успешно гастролировала за рубежом. Но, из-за того, что исполнители главных партий ушли со сцены, а именно «на них», собственно, и делалась предыдущая постановка, опера, к сожалению, досрочно прекратила свою сценическую жизнь. Поэтому за новое прочтение драматического сюжета и чрезвычайно мощного музыкального материала взялся главный режиссер театра Анатолий Соловьяненко вместе с главным дирижером Николаем Дядюрой.
Свое внимание к этой музыке режиссер объясняет ее эстетической ценностью и исключительно прекрасными мелодиями, которые заложил гениальный Верди. Премьера «Набукко» на сцене Национальной оперы состоялась в марте 2016, и с тех пор опере, как и полтора века назад, сопутствует успех.
Художник-постановщик — главный художник театра Мария Левитская. Хормейстер-постановщик — главный хормейстер театра Богдан Плиш.
В главных партиях: Петр Приймак (Набукко), Виктория Ченская (Абигайль), Алла Позняк (Фенена), Андрей Романенко (Исмаэль) и др.
28 июня — опера «Запорожец за Дунаем» (С. Гулак-Артемовский)
Нынешняя редакция оперы Семена Гулака-Артемовского «Запорожец за Дунаем» создана главным режиссером театра Анатолием Соловьяненко (сценическая версия) и композитором Мирославом Скориком (музыкальная редакция). Премьера оперы состоялась в феврале 2015 года, и на протяжении последних сезонов пользуется популярностью у зрителей.
На основе любимых и известных с детства лейтмотивов произведения Мирослав Скорик создал новую увертюру, которая с первых аккордов задает динамику дальнейшему сценическому действию, и в нынешней версии является очень яркой и живой. Постановка состоит из двух действий, наполненных юмором, народными обрядами, фольклором, яркими танцами, а главное — любовью к родной Украине.
Сценографией спектакля, а также костюмами для героев оперы занималась Мария Левитская — главный художник театра. Специально для спектакля создано более 250 костюмов и почти 3000 квадратных метров живописи.
Кроме того, сценическое действо обогащенное рядом хореографических композиций, которые поставила художественный руководитель балетной труппы театра Анико Рехвиашвили. Хормейстер-постановщик — Богдан Плиш. Дирижер-постановщик — Николай Дядюра.
В главных партиях: Богдан Тарас (Иван Карась), Наталья Николаишин (Дарья), Дмитрий Кузьмин(Андрей), Ксения Бахритдинова (Оксана), Игорь Мокренко (Султан) и др.
29 и 30 июня — балет «За двумя зайцами» (Ю. Шевченко) — ПРЕМЬЕРА
Композитор Юрий Шевченко — заслуженный деятель искусств Украины, многократный лауреат «Киевская пектораль», лауреат премии им. Николая Лысенко, автор музыки к многочисленным спектаклям, теле- и радиопостановок.
Постановочный состав: дирижер-постановщик Владимир Кожухарь; балетмейстер-постановщик Виктор Литвинов; художник-постановщик Сергей Маслобойщиков; художник по костюмам Анна Ипатьева.