Национальная опера Украины о премьерах в ноябре
150-й юбилейный сезон в Национальной опере Украины, который начался в сентябре, уже подарил почитателям оперы много интересных событий. И хотя на протяжении всего сезона зрителей ожидает огромное количество разнообразных мероприятий, Гала-концерт 8 ноября — это кульминация празднования юбилея, потому что именно в этот день 1867 года киевский оперный театр впервые поднял свой занавес. Следующим знаковым событием станет возобновление оперы «Фауст» (Ш.Гуно), которую в свое время в собственном прочтении предложил столичному зрителю итальянский режиссер Марио Корради, и которая, надеемся, займет достойное место в репертуаре театра. А современный, яркий балет по мотивам одноименной сказки Ганса-Кристиана Андерсена «Снежная Королева», в очередной раз даст возможность насладиться чудесной музыкой и оригинальной хореографией, и напомнит — скоро зима.
8 ноября — Гала-концерт по случаю 150-летия Национальной оперы Украины
В программу юбилейного Гала-концерта включены самые известные фрагменты оперных и балетных постановок в исполнении оперных солистов, артистов балета и хора, среди которых и жемчужины национального культурного наследия — увертюра и сцена «Запорожская Сечь» из оперы Николая Лысенко «Тарас Бульба» и молитва Андрея из оперы «Запорожец за Дунаем».
«Специально к этому событию создана постановка сцены «Запорожская Сечь» из оперы Николая Лысенко «Тарас Бульба», которая вместе с увертюрой к этой опере, будет представлена в первом отделении концерта, — рассказал режиссер-постановщик, главный режиссер театра Анатолий Соловьяненко. — Сольные партии в «Запорожской Сечи» будут исполнять как известные солисты, так и наша молодежь, которая уверенно завоевывает благосклонность столичной публики. Так, роль Тараса Бульбы исполнит прекрасный бас Сергей Магера, Андрея — Валентин Дытюк, Остапа — Александр Мельничук, а Владимир Тышков, который недавно пополнил труппу, будет исполнять роль Кирдяги». Также партии исполняют: Михаил Киришев (Посланец), Александр Бойко (Бунчужный), Вячеслав Базир (Кошевой) и др. Дирижирует Николай Дядюра, танцы в постановке Виктора Яременко, сценография Марии Левитской, хормейстер-постановщик Богдан Плиш.
Во втором отделении концертной программы зритель увидит самые известные фрагменты мировой оперной и балетной классики. Арии и сцены из опер: Дж. Верди («Набукко», «Отелло»), Ж. Бизе («Кармен»), Дж. Пуччини («Тоска», «Чио-чио-сан»), С. Гулак-Артемовский («Запорожец за Дунаем»).
«В Гала-концерте балетная труппа будет представлена двумя фрагментами из балетов, первый — это «Лебединое озеро» П.И.Чайковского в постановке Валерия Ковтуна. «Лебединое озеро» является самим культовым балетным спектаклем, известным во всем мире, и каждая труппа высокого уровня имеет в своем репертуаре эту балетную постановку, — рассказала художественный руководитель балета Анико Рехвиашвили. — Второй номер — это фрагмент балета «Лесная песня» на музыку М.Скорульского, в постановке Вахтанга Вронского. Этот балет идет в Национальной опере с 1958 года и является одним из самых удачных и удивительных балетов на национальную тему. Эту постановку также можно отнести к культовым, как и «Лебединое озеро».
Таким образом, в Гала-концерте мы представляем жемчужины балетного искусства — мировую и украинскую».
Завершится концерт исполнением Духовного Гимна Украины «Боже, Великий, Единый» (Н. Лысенко). Это произведение еще называют молитвой за Украину, слова которой написал Александр Кониский в далеком 1885 году, однако в эти сложные для нашего государства времена ее слова также актуальны.
В Гала-концерте участвуют: Сергей Магера, Андрей Романенко, Александр Мельничук, Анжелина Швачка, Геннадий Ващенко, Ксения Бахритдинова, Оксана Крамарева, Валентин Дытюк, артисты балета и хора театра.
Главный дирижер — Николай Дядюра. Главный хормейстер — Богдан Плиш. Художественный руководитель балета — Анико Рехвиашвили. Главный художник — Мария Левитская. Главный режиссер — Анатолий Соловьяненко.
Петр Чуприна, Генеральный директор Национальной оперы Украины: «Национальной опере Украины, нашему родному театру, 150 лет. Конечно, это не просто отрезок времени, — это целая эпоха и для театра, и для искусства вообще. Мы несем огромную ответственность за доверенную нам миссию. Национальная опера — это театр корифей. Я убежден — нам всем очень посчастливилось: и тем, кто работает в театре, и нашим зрителям, и всей Украине, что в Национальной опере есть такой уникальный коллектив. 150 лет – это, прежде всего, сотни премьер, десятки тысяч представлений, миллионная аудитория. Уже нет тех, кто основывал театр, но очень важно, все, что им удалось сделать, накопить в нашу копилку, хранится и приумножается».
Николай Дядюра, главный дирижер театра: «150 лет — это очень серьезная дата, это очень большой путь, который прошел театр, и вместе с ним одной из «дивизий» театра является оркестр. Говоря о развитии оркестра, надо вспомнить о том, сколько поколений музыкантов работали здесь, какие дирижеры работали с оркестром. Трудно даже подобрать эпитеты, чтобы оценить их значение в творчестве театра».
Богдан Плиш, главный хормейстер театра: «Безусловно, хор это одна из важных составляющих театра, где он имеет определенную нагрузку. На хор возлагается большое драматургическое задание, и практически ни одно представление не обходится без его участия. Кроме того, последние несколько лет мы практикуем выступления коллектива с а-капельным пением — без участия оркестра».
Мария Левитская, главный художник театра: «За годы существования театра здесь создавали декорации самые выдающиеся художники Украины. И я даже не представляла, что мне выпадет счастье работать на этой сцене. Мы действительно создаем очень интересные сценографические решения спектаклей. Но в этом не только моя заслуга: у нас фантастические цеха, художники-декораторы, художники, которые создают аппликации к костюмам, бутафоры, гримеры — это целая армия, это моя семья. …Иногда смотрю, когда поднимается занавес, и думаю — неужели это мы сделали?».
18-19 ноября — опера «Фауст» (Ш.Гуно) – ОБНОВЛЕНИЕ
Более 10 лет назад опера Ш.Гуно «Фауст» была поставлена на сцене Национальной оперы известным итальянским режиссером Марио Корради. Между тем, сценическое прочтение произведения является абсолютно авторским. История, которую рассказали Гете и Гуно, была перенесена в наше время. Фауст — ІТ-ишник, желая отойти на тот свет, выбирает не яд в чаше, а инъекцию в вену. Мефистофель и его подручные оказываются чудесными пластическими хирургами, которые успешно делают Фаусту операцию по омоложению. Такое «осовременивание» сюжета Корради объяснил желанием заинтересовать молодежь, которая выросла на «Звездных войнах» и «Матрице», идеей показать молодому поколению, что классическая опера может отвечать их эстетическим вкусам. Это нашло свое отражение в сценографии Андрея Злобина и костюмах Анны Ипатьевой, и в постановке хореографических сцен Виктора Яременко. Тогда спектакль недолго продержался на сцене театра, поскольку киевская публика, воспитанная на классике и классических традициях, неоднозначно восприняла эту режиссерскую версию. Но, все двигается, все идет вперед. И, как считает главный режиссер театра Анатолий Соловьяненко, комментируя возвращение «Фауста», современные прочтения классики тоже должны быть в репертуаре театра, чтобы Национальная опера могла удовлетворить эстетические запросы как можно более широкой зрительской аудитории. Кроме того, за это время труппа театра пополнилась новыми исполнителями, которым по силам партии Фауста (Валентин Дытюк) и Мефистофеля (Сергей Ковнир). Дмитрий Кузьмин и Тарас Штонда, которые уже пели в этой постановке 10 лет назад, также готовятся воссоздать своих сценических героев в обновленной постановке.
Творческая группа, которая осуществляет обновление постановки: дирижер — Алла Кульбаба, режиссер — Николай Третьяк, хормейстер — Александр Тарасенко, балетмейстер — Виктор Яременко, сценография Андрея Злобина, костюмы — Анны Ипатьевой.
23 ноября — балет «Снежная королева» (П.Чайковський, А.Лядов, А.Рубинштейн, Э.Григ, Ж.Массне)
Либретто и музыкальную концепцию постановки создали художественный руководитель балетной труппы театра Анико Рехвиашвили и дирижер Алексей Баклан.
Балет «Снежная Королева» поставлен по мотивам одноименной сказки Ганса-Кристиана Андерсена, но музыкальная составляющая несколько неожиданная. Основа постановки — музыка Петра Чайковского, а также произведения Анатолии Лядова, Антона Рубинштейна, Эдварда Грига, Жюля Массне. Кроме того, были использованные фрагменты двух симфоний Чайковского — 6-й и «Манфред».
«Мы создали оригинальную хореографию, которая опирается на классические традиции, — рассказала балетмейстер-постановщик Анико Рехвиашвили. — Такие условия диктовала музыка. Я бы назвала хореографический рисунок очень изобретательным, современным, с интересными режиссерскими ходами, которые более ориентированы на взрослого, подготовленного зрителя… От гениального сказочника «осталось» основное — темы всепобеждающей любви, жертвы во имя ее, человечности, доброты. Постановка идет уже второй сезон, и можно с уверенностью сказать, что создан очень удачный проект — современный балет, современное прочтение сказки Андерсена».
Главные роли исполняют: Анастасия Шевченко (Снежная королева), Татьяна Лезовая (Герда), Никита Сухоруков (Кай), Елена Филипьева (Ворона), Максим Мотков (Ворон), Екатерина Диденко (Разбойница), Виталий Нетруненко (Разбойник), Анна Муромцева (Принцесса), Олег Лигай (Принц), Людмила Мельник (Хозяйка волшебного сада).