Три билборда на границе Эббинга, Миссури
Три билборда на границе Эббинга, Миссури (2017) / Three Billboards Outside Ebbing, Missouri
драма / комедия / триллер
Режиссер: Мартин МакДона
В ролях: Фрэнсис МакДорманд, Вуди Харрельсон, Сэм Рокуэлл, Питер Динклэйдж, Эбби Корниш
Семь месяцев назад дочь Милдред Хейз была изнасилована и жестоко убита неизвестным преступником на дороге, ведущей от их дома к городку Эббинг. Устав ожидать от полиции результатов расследования, Милдред продает авто бывшего мужа, на эти деньги оплачивает аренду трех рекламных щитов вдоль той самой злополучной дороги и размещает на них режущие глаз обвинения в адрес местного шефа полиции. Хотя билборды и расположены вдали от федерального шоссе, они все равно сильно раздражают самого главу полицейских, его подчиненных и тех горожан, которые считают, что подобный ход Милдред – существенный перебор. Тем более что и полиция вовсе не бездельничает, просто дело оказалось безнадежно сложным – ни зацепок, ни свидетелей, ни улик. Но обе стороны уже перешли в наступление, и город с окрестностями становится настоящим полем брани между озлобленной на весь мир женщиной и столь же озлобленными копами.
Год назад российские прокатчики совершили непростительную ошибку – они не сумели просчитать, что драматическая картина о горе, вине и раскаянии «Манчестер у моря» станет хитом наградного сезона, получит два «Оскара» и еще четыре номинации, и выпустили ленту в кинотеатрах только весной. На этот раз, нужно отдать должное, главный фаворит грядущей церемонии «Оскар» (и нет, это не «Форма воды») выходит в прокат ровно в момент наивысшего «хайпа» – претенденты на статуэтки уже названы, а зрители получают возможность лично засвидетельствовать высочайший уровень работы создателей картины «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» и актеров, разыгравших для нас эту удивительную историю.
Параллель с «Манчестером у моря» напрашивается сама собой ничуть не случайно – обе картины, при их кардинальном стилистическом различии, обращаются к болезненной теме потерь, сосуществования со своим горем, поисков путей спасения от отчаяния и невозможности исправить случившееся. Но в них же демонстрируется важный момент раскаяния и переключения со зла и ненависти к состраданию и любви – без этого гибель близких остается тяжким грузом, но ничему не учит. Два указанных фильма тоже вряд ли могут считаться пособием по преодолению депрессии, но именно многообразие чувств, способность сопереживать чужим страданиям и делают нас людьми, а потому «Три билборда» можно считать едва ли не самым человечным фильмом последних лет.
А сострадать здесь придется много, ведь у всех героев здесь своя правда, своя боль и свои возможности для подвига и подлости. Суровая мать погибшей девушки корит себя за то, что была с дочерью груба и косвенно допустила преступление. Шеф полиции бессилен дело раскрыть, да и сам находится при смерти, мысленно расставаясь с женой и двумя маленькими дочерьми. Его помощник по-своему видит порядок в городе и не гнушается самых низких поступков, сублимируя собственную ничтожность. Даже третьестепенные персонажи в фильме имеют собственный баланс и незаметно влияют на происходящее на невидимом фронте борьбы Женщины и Системы – за этот уникальный микроклимат сценарист и режиссер Мартин МакДона и получил «Золотой глобус», его фильм – маленький мир с большими чувствами и открытыми эмоциями, где право, правда и справедливость не всегда оказываются в нужных руках и правильном месте.
Автора «Билбордов» нужно обязательно упомянуть отдельно. Мартин МакДона и прежде получал самые высокие оценки критиков и зрителей, в его коллекции даже есть уже один «Оскар», правда, за короткий метр, но ни «Залечь на дно в Брюгге», ни «Семь психопатов» и близко не подбирались к тому уровню чувственности и душевности, какие зачерпывают «Три билборда». МакДона сохранил свой вычурный стиль – в кино снова сталкиваются несколько слоев, бурно перемешивающиеся и высекающие при соприкосновении снопы искр, он снова бомбардирует зрителя отточенными диалогами и удивительными в своей простоте и искренности монологами (письма шефа Уиллоуби и разговор с оленем невозможно принимать без комка слез в горле), он не отказывается от своего фирменного черного юмора – кино действительно смешное, местами до колик. Но и его необыкновенный шаг вперед, конечно, тоже заметен. «Билборды» – взрослая, серьезная, глубокая работа, трогающая до глубины души, но и дарящая надежду.
Стоит ли говорить об актерском составе картины? О Фрэнсис МакДорманд, уже отмеченной «Золотым глобусом» за лучшую в своей жизни роль. О Сэме Рокуэлле, как всегда блистательном (и обязательно в каждом фильме танцующем) и удивительно живом. О Вуди Харрельсоне, самом харизматичном актере нового тысячелетия, играющем копов. О компании, казалось бы, незаметных артистов, которые создают уникальную атмосферу маленького городка, объединенного страшной бедой и метастазами ее последствий. К чему об этом говорить, когда это можно и нужно увидеть на большом экране с широко раскрытыми глазами?
Хорошее кино должно радовать и печалить, удивлять новыми открытиями и бередить старые переживания, знакомить с новыми людьми и учить по-иному смотреть на близких, оно должно трогать. Все, что должно быть в хорошем, большом, чувственном кино, в «Трех билбордах на границе Эббинга, Миссури» есть. Нет у фильма пока только «Оскара», но и это, кажется, дело поправимое.