Кино

До свидания там, наверху

До свидания там, наверху (2017) / Au revoir là-haut

драма

Режиссер: Альбер Дюпонтель
В ролях: Науэль Перес Бискаярт, Альбер Дюпонтель, Лоран Лафитт, Нильс Ареструп, Эмили Декенн

Молодой художник Эдуар Перикар и бывший бухгалтер Альбер Маллар сумели выжить в окопах Первой мировой войны, но в последнем бою их ждет страшное испытание: Альбер едва не погибает под завалами, а спасший его Эдуар получает тяжелое обезображивающее ранение. Не желая увечным возвращаться в имение отца, высокопоставленного парижского чиновника, Эдуар предпочитает умереть, но только на бумаге – Альбер меняет его документы на паспорт погибшего однополчанина, и два друга постепенно возвращаются к мирной жизни. Прошлое, однако, не торопится отпускать солдат – Эдуар страдает без возможности выражать себя в творчестве, Альбер едва успевает зарабатывать гроши для их небольшой компании, но страшнее всего то, что ветеранов преследует циничный и жестокий бывший командир лейтенант Прадель, способный на любую подлость и даже убийство на пути к своим целям.

Кадр из фильма «До свидания там, наверху»

Поклонники французского кино прекрасно знают, что неожиданности здесь можно ожидать в самых непредсказуемых местах – европейское кино вообще любит сюрпризы, но французам особенно ловко удается расширять границы жанров, пробовать в непривычных образах давно известных актеров и дарить зрителям такие истории, которые долго не выходят из головы. Казалось бы, что может быть банальнее истории ветеранов Первой мировой войны, с трудом находящих себе место в мирной жизни – таких фильмов пруд пруди, – но режиссер Альбер Дюпонтель превращает свою ленту «До свидания там, наверху» в небывалый аттракцион, от которого, в хорошем смысле, не знаешь, чего ожидать. Это и апелляция ко дню сегодняшнему, и едкая сатира на расслоение французского общества, и трогательная трагедия отношений отца и сына, и лавстори, и даже криминальная комедия о хитроумных мошенниках.

Кадр из фильма «До свидания там, наверху»

Очень не хочется раскрывать сюжетные повороты ленты, поверьте, это стоит увидеть своими глазами, поэтому постараемся ограничиться несколькими зарисовками, которые выделяют «До свидания там, наверху» из сонма иных идущих в кинотеатрах лент. Во-первых, это любопытный исторический экскурс. Нельзя сказать, что это военное кино, но открывающие фильм эпизоды на поле боя поражают своим реализмом, жестокостью и масштабами – далеко не каждая лента может позволить себе столь впечатляющую постановку боя только для того, чтобы показать завязку будущих отношений героев. Столь же любопытно посмотреть и на после военный Париж с его разномастными районами, разношерстными жителями и пестрыми цветами – вряд ли кто-то лучше французов чувствует свою столицу.

Кадр из фильма «До свидания там, наверху»

Как ни странно, во-вторых, «До свидания там, наверху» легко сопоставлять со знаменитой и многими горячо любимой «Амели». Да-да, фильмы связывает определенная сказочная и мечтательная атмосфера, а также обязательный для французского кино флер влюбленности. Фильм Дюпонтеля, разумеется, более груб и циничен, он ведь рассказывает не о юной барышне, витающей в облаках, но сцены воспоминаний Эдуара и жизненная неуклюжесть Альбера нет-нет да и напомнят об очаровательной Одри Тоту в ее знаменитом образе. А уж когда дело доходит до масок и спектаклей, разыгрываемых Перикаром перед юной зрительницей, создается стойкое впечатление, что мы погрузились в мир Жан-Пьера Жене.

Кадр из фильма «До свидания там, наверху»

Однако, в-третьих, в фильме отлично работает драматическая составляющая – история непонятого отцом сына-художника не может не трогать, поэтому, когда сюжет начинает вести зрителя к неизбежной их встрече, напряжение ощутимо нарастает, а финал обязательно заставит задержать дыхание в самый драматический момент, развязка картины впечатляет ничуть не меньше открывающих фильм сражений. Но трагична в этом фильме не только фигура искалеченного Перикара, но и образ Маллара, человека, вынужденного хранить тяжелый груз тайны, но при этом отчаянно желающего жить дальше, отбросив в сторону призрак ушедшей войны.

Кадр из фильма «До свидания там, наверху»

Очень интересны актерские решения в фильме, далеко не все они выглядят изначально очевидными, но все блистательно срабатывают. Очарователен в своей неуклюжести сам Дюпонтель, играющий Маллара, невероятно пластичен и красноречив без всяких слов молодой Науэль Перес Бискаярт, скрывающий лицо своего Перикара за масками и бинтами. Неожиданно хорош в гротескном образе злобного Праделя комик Лоран Лафитт, да и второй план наполнен очаровательными актрисами и обаятельными артистами – фильм дарит настоящий праздник, как визуальный, так и характерный.

После расставания с героями «До свидания там, наверху» нет никакого желания выискивать в фильме нестыковки, недоработки или сценарные оплошности, картину хочется принимать именно такой, какая она есть – с ее ранами и неуклюжими шутками, с нелепым мошенничеством на гробах и странными отсылками к Пикассо, с любовью, болью и торжеством справедливости, которое в жизни встретишь нечасто. Французское кино снова сумело тронуть за живое. За то мы его и любим.

 

 

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.