Голливуд снова обвиняют в двойных стандартах. Под ударом — Скарлетт Йоханссон
Скарлетт Йоханссон снова критикуют. Ее уже ругали за роль японки-андроида в фильме «Призрак в доспехах». Теперь актриса берется за роль мужчины-трансгендера, и далеко не всем это нравится.
В новом фильме режиссера Руперта Сандерса (он же снял «Призрака в доспехах») Йоханссон предстанет в роли питтсбургского криминального авторитета Данте «Текс» Джилла, который был рожден женщиной — Джин Джилл.
В некрологе по случаю его смерти, опубликованном в питтсбургской газете в 2003 году, говорится: «На протяжении многих лет, согласно сведениям полиции, мисс Джилл управляла сетью [массажных] салонов, прикрывая этой деятельностью сутенерство, и все время настаивала на том, что она мужчина, а также просила всех обращаться к ней «Мистер Джилл».
«Вероятно, она также запустила процесс смены пола, который сделал ее внешность более мужественной», — написно в статье. Достоверно неизвестно, был ли мистер Джилл трансгендером на самом деле.
Далеко не всем кастинг Йоханссон на такую роль понравился — по мнению недовольных журналистов и пользователей «Твиттера» Джилл должен играть актер-трансгендер.
«У нас есть актеры-трансгендеры, которые могли бы сыграть эту роль просто феноменально. <…> Это жалкое зрелище. Нужно давать определенные роли определенным актерам», — написал аккаунт @avengermemes, где публикуют мемы про «Мстителей». Позднее твит был удален.
«В своем следующем фильме Скарлетт Йоханссон сыграет мужчину-трансгендера, потому что главная цель ее карьеры — это отбирать роли у представилетей любого из существующих меньшинств», — считает еще один пользователь микроблога.
Как пишет издание Bustle, представитель звезды сказал, что она советует всем недовольным также обратиться к тем актерам, кто уже играл трансгендеров ранее. Например, к Джареду Лето, который получил Оскар за мужскую роль второго плана в фильме «Далласский клуб покупателей», блестяще исполнив роль трансгендера.
Феминистский проект Jezebel решил, что эта попытка справиться с критикой кастинга далась Йоханссон плохо.
Трансгендеров играл не только Лето. В 2016 году британский актер Эдди Редмэйн был номинирован на «Золотой глобус», «BAFTA» и «Оскар» за роль первой трансгендерной женщины в фильме «Девушка из Дании».
«Роли представителей угнетенных общин должны играть представители этих общин. Это правда не так сложно. Скарлетт Йоханссон делает это уже второй раз. Ей нет никакого оправдания», — пишут в «Твиттере».
Сайт Vice пишет, что это опасная ситуация, — когда Йоханссон принимает приглашение сыграть мужчину-трансгендера и когда фильм представляется как картина о женщине, которая предпочитала быть мужчиной. Такой дискурс, по мнению издания, провоцирует насилие в жизни.
Впрочем, не все согласны с критикой в адрес Йоханссон.
В «Твиттере» вспомнили, что почему-то мир до сих пор восхищается игрой Хита Леджера и Джейка Джилленхола в фильме «Горбатая гора», где оба — будучи гетеросексуалами в жизни — сыграли гей-пару, а Йоханссон все равно обвиняют в несправедливости.
«Скарлетт Йоханссон может играть кого угодно, мне все равно. Если она играет трансгендера-мужчину, — хорошо. Я сам мужчина-трансгендер, и я не вижу [в действиях Йоханссон] ничего такого. Народ, оставьте ее в покое, это всего лишь роль в кино», — высказался один из представителей ЛГБТ.
Издание Slate предлагает решить вопрос по-другому — назначать на роли мужчин-трансгендеров не женщин, а цисгендерных мужчин, а на роли женщин-трансгендеров цисгендерных женщин. Поступать иначе означает поддерживать представление о том, что транс-мужчины на самом деле женщины, притворяющиеся мужчинами, что в корне неправильно, пишет Slate.
«Нам не нужен мир, в котором актеры могут играть только тех, кем являются на самом деле. Где хорошие люди не могут изобразить злодеев, где счастливые не могут исполнить роль тех, кто в депрессии; где здоровые люди не могут сыграть алкоголиков и зависимых, где красивый не может изобразить урода», — считает один из пользователей твиттера.
В последние годы Голливуд все чаще уличают в ущемлении представителей меньшинств. Для ситуации, когда роль чернокожего персонажа отдается белому актеру, даже придумали особый термин — whitewashing (буквально — обеление).
В 2016 году разразился скандал вокруг премии «Оскар» — многие звезды, в том числе актриса Джейда Пинкетт-Смит и режиссер Спайк Ли, решили бойкотировать церемонию, заявив, что Американская киноакадемия сознательно не дает «Оскара» чернокожим актерам и актрисам. Высказывались предложения ввести квоты на расовую принадлежность для кандидатов на «Оскар».
У скандала были основания. Среди номинантов тогда второй год подряд все 20 актеров и актрис, претендующих на награду за лучшие роли, были белыми. К примеру, белые сценаристы байопика о рэп-группе N.W.A. были выдвинуты на награды, а чернокожие актеры — нет.
Номинированная на премию актриса Шарлотта Рэмплинг с бойкотом не согласилась и заявила, что это дискриминация белых актеров.
«Зачем разделять людей на категории? Мы живем в стране, где принимают — более или менее — практически любого. Люди всегда ищут проблем, про некоторым говорят «он слишком красив», про другого, что он слишком чернокожий, про третьего, что он слишком белый… всегда найдется кто-то кто скажет, что вы слишком то или се», — сказала актриса.
Киноакадемия признала существование проблемы и пошла на радикальные шаги, изменив правила приема в академики. Организация поставила цель увеличить представительство женщин и представителей различных этнических групп к 2020 году. Уже в 2017-м «Оскар» за лучший фильм года получил фильм «Лунный свет» — драма о жизни чернокожих гомосексуалов.
Другой мучающий киноманов вопрос — почему теперь, когда представители других рас стали появляться в ролях, которые изначально предназначались только для белых, последним предъявляются претензии, если они берутся за роли чернокожих героев.
Героев пьес Шекспира стали чаще играть чернокожие актеры. В культовом мюзикле «Отверженные» на сцене лондонского Театра Королевы роль Козетты (в голливудской экранизации ее играет светловолосая Аманда Сейфрид) сейчас исполняет чернокожая актриса. Роль Гермионы в пьесе «Гарри Поттер и Проклятое Дитя» тоже досталась чернокожей актрисе.
При этом, очевидно, у многих возникнут вопросы, если, например, в мюзикле о чикагском джазовом трио «Dreamgirls» какую-то из главных ролей отдадут белокожей девушке.
Впрочем, издание Guardian считает, что белые актеры имеют право на подобные роли, главное — не доводить это до нелепости, то есть не накладывать на них тонны грима, лишь бы они «потемнели» (вспомним облик Лоуренса Оливье в заглавной роли экранизации «Отелло» в 1965 году).
Как выход — кастинг, не берущий в расчет ни расовую, ни гендерную, ни сексуальную принадлежность актеров, учитывающий только его профессиональные способности.