В октябре на сцене Национальной оперы Украины будут бушевать настоящие любовные страсти
В октябре на сцене Национальной оперы Украины будут бушевать настоящие любовные страсти. Одним историям суждено завершиться счастливым концом, другие же заставят глубоко сопереживать главным героям, вместе с ними грустить и плакать. Опера «Иоланта» подарит прекрасную возможность вновь услышать Лилию Гревцову в главной партии, и сложившийся тандем Тарас Штонда — Валентин Дытюк. Мифологические герои в балетной постановке «Ночи в садах Испании» языком танца расскажут о поисках наслаждения и любви, а главные герои балета «Дама с камелиями» представят на суд зрителей трагическую историю парижской куртизанки. И под занавес еще одна любовная трагедия о цыганке Кармен в одноименной опере Ж. Бизе. Главную партию исполнит солистка Национальной оперы, лучшая исполнительница этой партии — Анжелина Швачка. За дирижерским пультом — приглашенный маэстро Андрей Юркевич, наш соотечественник, который снискал славу за рубежом, стал первым украинским дирижером, который дирижировал в знаменитой Венской Штатсопере.
5 октября — опера «Иоланта» (П.И.Чайковский)
«Иоланта» — последняя опера, написанная Чайковским за год до смерти, в 1891 году, и по праву считается самой светлой оперой композитора. Вдохновленный драмой Генриха Герца «Дочь короля Рене», Чайковский писал оперу, которая, по его мнению, должна была заставить зрителя плакать. Либретто написал его брат Модест Ильич.
Киевские зрители впервые познакомились с оперой «Иоланта» в театральных сезонах 1903 — 1904, 1913 — 1914 гг. А на сцене Академического театра оперы и балета УССР им. Т. Г. Шевченко премьера «Иоланты» состоялась 7 декабря 1961г.
Постановка оперы «Иоланта» в 2011 году на сцене Национальной оперы Украины, которую осуществили дирижер, народный артист Украины Владимир Кожухарь, режиссер Николай Третьяк, народный художник Украины Мария Левитская — это красивый и полный поэтического совершенства рассказ о любви, вере в Бога, большой силе духа, нравственной чистоте, благородстве, готовности к самопожертвованию, которых так не хватает в сегодняшней жизни.
Нынешний состав исполнителей главных партий также заслуживает особого внимания. Партию главной героини исполнит одна из лучших исполнительниц Иоланты — Лилия Гревцова. Ее пению свойственна чрезвычайно сильная энергетика, органичность и легкость, свобода выразительности. По мнению критиков, «слушая глубокий, даже эротический голос Лилии, завораживающий с множеством динамических и смысловых оттенков, погружаешься в мир эмоций и чувств, и вместе с певицей отдаешься стихии любви».
Уникальный и сложившийся тандем маститого Тараса Штонды (Рене, король Прованса) и представителя молодого поколения солистов Валентина Дытюка (Водемон, граф, бургундский рыцарь), наверняка не оставит равнодушными зрителей.
Также главные партии исполняют: Игорь Евдокименко (Роберт, герцог Бургундский), Иван Пономаренко (Ебн-Хакиа, мавританский врач), Павел Приймак (Альмерик, оруженосец короля Рене), Владимир Тишков (Бертран, привратник дворца), Светлана Годлевская (Бригитта, подруга Иоланты), Татьяна Пиминова (Марта, жена Бертрана, кормилица Иоланты), Мария Березовская (Лаура, подруга Иоланты) и др.
11 октября — два одноактных балета «Ночи в садах Испании» и «Треуголка» (Мануэль де Фалья)
Балетная постановка «Ночи в садах Испании» объединяет два одноактных балета «El Sombrero de Tres Picos» («Треуголка») и, собственно, «Ночи в садах Испании» на музыку известного испанского композитора Мануэля де Фальи.
Кстати, именно «El Sombrero de Tres Picos» («Треуголка») и «Ночи …» привлекли в свое время внимание Сергея Дягилева. В результате появился балет «El Sombrero de Tres Picos» («Треуголка»), который получил широкую известность. В оформлении «El Sombrero …» тогда участвовал сам Пабло Пикассо. А вот что касается «Ночей …», которые также очень привлекали Дягилева, то эту постановку он так и не успел реализовать …
Воплощение двух самых ярких произведений выдающегося композитора начала ХХ века М. де Фальи на сцене Национальной оперы — это, без преувеличения, заслуга художественного руководителя балета, балетмейстера-постановщика Анико Рехвиашвили. «Первое музыкальное произведение «Ночи в садах Испании», имеющее авторский подзаголовок «симфоническое впечатление для фортепиано с оркестром », написанное в форме триптиха, каждая часть которого имеет соответствующее название: « В Хенералифе» (« В Старом замке»), «Удаленный танец», «В садах Сьерра-Кордоба». Поэтому балет создан на музыку, в которой полно и глубоко выражены поэзия испанской природы, лирическое настроение испанской души, на мелодии, полные то мечтательным лиризмом, то терпкими созвучиями и энергичными ритмами. Танец имеет романтический, фантазийный характер, который ему придают использованные в сюжете легенды и предания Испании. Мифологические герои рассказывают нам о поисках наслаждения и любви … Второе произведение — это фантазия на фольклорно-историческую тематику: динамическая картинка из жизни испанской провинции по мотивам популярной повести Педро Антонио де Аларкона. Музыка балета искрится народным юмором и очаровывает разнообразием композиторских технических средств и приемов», — рассказывает Анико.
Дирижер-постановщик — Николай Дядюра. Художник-постановщик — Мария Левитская. Художник по костюмам — известная испанская театральная художница Габриэла Салаверри. Постановка создана при поддержке Посольства Испании в Украине.
13 октября — балет «Дама с камелиями» (Л. Бетховен, И.Брамс, И. Пахельбель, Г. Форе, Э. Элгар, И. Стравинский)
Хореографию балета «Дама с камелиями» осуществила художественный руководитель балетной труппы театра Анико Рехвиашвили, написав либретто вместе с дирижером-постановщиком балета Алексеем Бакланом, который также работал и над музыкальной композицией произведения. Спектакль построен на чисто классической музыкальной основе. Постановщиков заинтересовали «зеркальные параллели»: современные пластические и виртуальные средства выразительности и классическая музыка, история, написанная в середине XIX века, и современный театральный язык, на котором эта история рассказывается.
Новые креативные решения были использованы и в создании сценографии и костюмов (художник-постановщик — Наталья Кучеря). Декорации «оживают» благодаря разнообразным оптическим эффектам. Костюмы приближены к современной fashion-эстетике, иногда даже провокационные.
Говоря об исполнителях главных партий, Анико Рехвиашвили делится мыслями: «Нынешнюю балетную молодежь отличает не искусственный романтизм. Я рада, что в театр пришло такое поколение — это как ренессанс, обновление, — и продолжает, говоря уже непосредственно о «Даме с камелиями» и об исполнительнице главной партии Анастасии Шевченко. — Настя говорит, что, когда танцует Даму, все время плачет. Не может справиться со своими эмоциями, хотя не понимает, почему так. Представляете, насколько глубокое проникновение в образ, в характер героини, сопереживание ее истории! С Настей происходит во время танца что-то удивительное, и это важно. Именно такие балерины — будущее украинского балета, я убеждена в этом».
Главные партии исполняют: Анастасия Шевченко (Мари Дюплесси, парижская куртизанка), Юлия Кулик (Кларисс, юная девушка), Денис Недак (Александр, молодой писатель), Дмитрий Чеботарь (Герцог де Гиз), Владислав Иващенко (Александр, отец молодого писателя), Сергей Клячин (Ференц Лист), Максим Мотков (Аукционщик), Людмила Мельник (Нинон, мать Клариссы) и др.
В спектакле участвует хор мальчиков Государственной мужской хоровой капеллы Украины им. Л. Ревуцкого.
26 октября — опера «Кармен» (Ж. Бизе)
3-го марта 1873 французская публика впервые познакомилась с одним из величайших музыкально-сценических произведений XIX века — оперой Жоржа Бизе «Кармен», либретто к которой написали Г. Мельяк и Л. Галеви по мотивам одноименной новеллы Проспера Мериме. Опера была принята публикой неоднозначно. Французская критика и публика были несколько шокированы «площадным» сюжетом оперы, появлением на сцене будничных событий, в которых участвуют низы общества. Ж. Бизе до глубины души был потрясен странным приемом оперы. Он четко осознавал, что создал шедевр и «Кармен» начинает новую главу в истории оперного искусства. Не дожив до признания своего шедевра, композитор покинул этот мир в 1875 году, когда ему было всего 37.
Одним из первых среди великих современников Ж. Бизе музыку «Кармен» оценил П.И.Чайковский. «Опера Бизе, — писал он, — шедевр, одна из тех немногих вещей, которым суждено полно изобразить музыкальные стремления целой эпохи. Лет через десять «Кармен» будет самой популярной оперой в мире ». И эти слова оказались пророческими.
Главную партию Кармен исполняет ведущая солистка театра Анжелина Швачка. У Анжелины Швачки есть свой персональный рекорд в этой опере: партию Кармен она исполнила более 100 раз в почти 20 различных постановках многих стран мира. В одном из интервью Анджелина призналась: «За 20 лет, которые я пою Кармен, многое изменилось. Нравственные критерии в разных странах мира, подход к любовным связям, понятие свободы. Многое зависит и от жизненного опыта артиста, хотя я никогда непосредственно себя не отождествляла с Кармен. Даже с психологами советовалась, как ее лучше сыграть. И пришла к выводу, что Кармен бездарно загубила свою жизнь. Искала любовь, но не нашла, слишком быстро разочаровывалась в мужчинах. Меня даже убеждал один режиссер, что она женщина легкого поведения, но тут уж я не согласна ». Практически каждый спектакль разительно отличается и режиссерской концепцией, и подачей образа. Однажды за рубежом Анжелине предложили сыграть Кармен-стриптизершу. Правда, стриптиз ограничился короткой юбкой и лифчиком, но танцевать пришлось много. «… Но везде — от Копенгагена до Анкары, от Баку до Минска, Варшавы и Брюсселя чувствовала, что в мою героиню верят зрители, а это счастье для артистки», — добавила Анжелина. Не случайно певица признана лучшей исполнительницей этой партии.
За дирижерским пультом в этот раз — наш соотечественник Андрей Юркевич, который снискал славу за рубежом. Его можно увидеть за пультом выдающихся оперных театров мира: Liceu в Барселоне, Королевский театр в Мадриде, Берлинская государственная опера, Венская государственная опера, Цюрихский оперный театр, Опера Сан-Франциско и т.д. Четыре сезона назад этот перечень был дополнен еще одним важным пунктом — должностью главного дирижера Национальной оперы Польши в Варшаве, чуть ли не самого амбициозного оперного театра Европы. На родине наблюдать за филигранной работой Юркевича над симфоническими или оперными партитурами можно нечасто. Поэтому приглашение признанного на Западе дирижера в Киев в этом сезоне станет настоящим подарком украинским поклонникам оперы.
Главные партии исполняют: Анжелина Швачка (Кармен, цыганка), Сергей Пащук (Хозе, сержант), Ольга Нагорная (Микаэла, невеста Хозе), Вячеслав Базыр (Эскамильо, тореадор), Андрей Гонюков (Цунига, капитан), Юрий Горынь (Моралес, сержант), Александр Бойко (Данкайро, контрабандист), Руслан Танский (Ремендадо, контрабандист), Татьяна Хараузова (Мерседес, цыганка), Светлана Годлевская (Фраскита, цыганка).
В спектакле участвует хор мальчиков муниципальной академической мужской хоровой капеллы им. Л. Ревуцкого. Хормейстер — Аида Зайцева, заслуженная артистка Украины.
Постановочный состав: дирижер-постановщик — Владимир Кожухарь; режиссер-постановщик — Николай Кузнецов; художник-постановщик — Андрей Злобин; художник по костюмам — Анна Ипатьева; хормейстер-постановщик — Лев Венедиктов; балетмейстер-постановщик — Виктор Яременко.