Национальная опера Украины в январе подготовила подарки под елочку
Новогодне-рождественские праздники продолжаются и к самым знаковым Национальная опера Украины в январе подготовила подарки под елочку. Под Старый Новый год зрителей ожидает балет-фантазия «Вечера на хуторе близ Диканьки», а на Крещение можно будет окунуться в балетную сказку — «Снежная королева». Проект «Украинские оперные звезды в мире» тоже не остался в стороне от подарков: солистка Национальной оперы Украины Людмила Монастырская и приглашенная солистка Елена Белкина будут петь в опере «Норма». Но и во время праздников театр не забывает о значимых датах своей истории и нашей страны: опера «Набукко» будет исполнена в честь выдающегося хормейстера Льва Венедиктова, а «Реквием» Моцарта почтит память жертв Холокоста.
12 января — опера «Норма» (В. Беллини)
Беллини написал оперу «Норма» на основании трагедии французского писателя Луи Александра Соме. Она выделяется на фоне многих произведений этого жанра своей необычайной красотой и виртуозными сопрановыми ариями. Даже сам Беллини считал ее шедевром и говорил, что если внезапно случится какое-то стихийное бедствие, единственное произведение, который просто необходимо будет спасти — это «Норма».
Что касается исполнителей главных партий, то почти каждый раз в «Норме» зрители Национальной оперы имеют возможность услышать лучших приглашенных солистов благодаря проекту «Украинские оперные звезды в мире», который инициировал главный режиссер театра Анатолий Соловьяненко. Многие наши соотечественники реализуют свои таланты за рубежом, и до недавнего времени услышать их на столичной сцене не было возможности. Благодаря проекту Киев посещают и участвуют в постановках театра солисты из Украины, чьи голоса звучат на лучших сценах мира. На этот раз «Норма» подарит встречу сразу с двумя — Людмилой Монастырской в роли Нормы и Еленой Белкиной в роли Адальжизы. Елена в одном из интервью вспомнила, как впервые, в феврале этого года, они вместе с Людмилой уже пели в «Норме»: «Я готовила эту партию еще на март прошлого года, но из-за напряженного графика и болезни не смогла выступить в Киеве. А в этом году за две недели до киевского спектакля позвонил Анатолий Соловьяненко и предложил приехать, сказав, что партию Нормы будет петь Людмила Монастырская, и это будет ее дебют в этой роли. Я едва «вписывалась» в график, но не могла пропустить чрезвычайную возможность спеть вместе с Монастырской. У Людмилы можно многому научиться. Это глобальная, масштабная личность. Она имеет очень сильную энергетику, харизму, которая покоряет сразу. И, конечно, богатство голоса, которое стоит всех сокровищ мира». Творческий тандем сложился сразу, и именно сейчас представляется очень хорошая возможность услышать его.
Постановочный состав: дирижер-постановщик — Николай Дядюра; режиссер-постановщик — Анатолий Соловьяненко; хормейстер-постановщик – Лев Венедиктов; художник-постановщик — Андрей Злобин; художник по костюмам — Анна Ипатьева; балетмейстер-постановщик — Анико Рехвиашвили.
13 января — балет «Вечера на хуторе близ Диканьки» (Е.Станкович)
Балет на музыку Евгения Станковича, который ранее назывался «Ночь перед Рождеством», был поставлен в 1993 году Виктором Литвиновым. В 2015 году новое прочтение знакомого с детства сюжета коснулось не только названия балета, но и абсолютно всех аспектов — костюмов, декораций, исполнителей главных партий и музыкальной части. Благодаря этому постановка превратилась в настоящий балет-феерию, когда на фоне очень образной, хотя и довольно сложной музыки Евгения Станковича, разворачивается сюжет, богатый романтическими и комическими сценами. В музыкальной канве оправдано и использование любимых народных тем «Щедрик», «Радуйся, земле», и цитирование более современных популярных произведений, но каждая из этих мелодий имеет свою драматургическую функцию, каждый образ имеет свой лейтмотив и характер. Это один из лучших балетов, в котором объединены глубокие знания фольклора и классического танца, отшиты сотни стилизованных костюмов. Наряду с картинами сельской Рождественской ночи с ее пением и весельем — фантастические образы нечистой силы, небесных звезд … Зрителей ждет зрелищное представление, богатое народными обычаями и полное иронии.
В главных партиях: Татьяна Лезова (Оксана), Татьяна Андреева (Солоха), Татьяна Голякова (Царица), Никита Сухоруков (Вакула), Даниил Силкин (Черт), Никита Соколов (Дьяк), Владислав Иващенко (председатель), Игорь Булычев (Чуб ) и др.
Постановочный состав: дирижер-постановщик — Аллин Власенко, балетмейстер-постановщик — Виктор Литвинов, художник-постановщик Мария Левитская.
19 января — балет «Снежная королева» (П.Чайковский, А.Лядов, А.Рубинштейн, Э. Григ, Ж.Массне) — в 12:00 (утро) и в 19:00 (вечер)
Либретто и музыкальную концепцию спектакля создали художественный руководитель балетной труппы театра Анико Рехвиашвили и дирижер Алексей Баклан. Балет «Снежная Королева» поставлен по мотивам одноименной сказки Ганса Христиана Андерсена, но музыкальная составляющая несколько неожиданная. Основа спектакля — музыка Петра Чайковского, а также произведения Анатолия Лядова, Антона Рубинштейна, Эдварда Грига, Жюля Массне. Кроме того, были использованы фрагменты двух симфоний Чайковского — 6-й и «Манфред».
«Мы создали оригинальную хореографию, которая опирается на классические традиции, — рассказала балетмейстер-постановщик Анико Рехвиашвили. — Такие условия диктовала музыка. Я бы назвала хореографический рисунок очень изобретательным, современным, с интересными режиссерскими ходами, более ориентированым на взрослого, подготовленного зрителя … Этот балет уже имели возможность оценить и за рубежом — в Афинах, в концерт-холле «Мегарон». 15 запланированных спектаклей прошли с аншлагом, даже пришлось делать два дополнительных. Местная пресса дала высокую оценку нашим исполнителям, даже назвала спектакль «мировой премьерой».
27 января — Вечер памяти жертв Холокоста – «Реквием» (В.А.Моцарт)
«Реквием» — это драматическая поэма о человеческих страданиях и неизменной верой в будущее, полная настоящей человечности, печальной лирики, трагического пафоса. «Реквием» Моцарта принадлежит к золотому фонду академической музыки. Это одна из самых известных в мире скорбных месс, которая является последним творением гениального композитора.
«В жизни каждого народа и каждого государства бывают не только праздничные и светлые дни, но и трагические события. К сожалению, украинский народ не стал исключением, поэтому руководством Национальной оперы Украины было принято решение ввести это произведение в репертуар театра с целью достойного чествования памяти жертв Холокоста, голодоморов, Героев Небесной Сотни и погибших в результате аварии на Чернобыльской АЭС. Работа над воплощением произведения проходила под руководством Николая Дядюры и Богдана Плиша и прозвучит в исполнении Татьяны Ганиной, Анжелины Швачки, Дмитрия Иванченко, Тараса Штонды, хора и симфонического оркестра театра», — отметил главный режиссер театра Анатолий Соловьяненко.
30 января — памяти выдающегося украинского хормейстера Льва Венедиктова — опера «Набукко» (Дж.Верди)
«Набукко», мировая премьера которой состоялась 9 марта 1842, прошла на сцене Ла Скала 57 раз при переполненном зале, что было неслыханно. Опера сделала Дж. Верди не просто знаменитым, а первым композитором Италии.
Так случилось, что впервые опера «Набукко» на сцене Национальной оперы Украины была поставлена почти через полтора столетия после ее написания — премьера состоялась 15 мая 1993 (дирижер Владимир Кожухарь, хормейстер Лев Венедиктов). И эта опера была украшением репертуара почти полтора десятилетия. С «Набукко» киевская труппа много и успешно гастролировала за рубежом. Тогда зарубежная пресса писала, что хор под руководством Венедиктова — лучший в Европе.
Впрочем, из-за того, что исполнители главных партий ушли со сцены, а именно «на них», собственно, и делалась предыдущая постановка, опера, к сожалению, преждевременно прекратила свою сценическую жизнь. Поэтому за новое прочтение драматического сюжета и чрезвычайно мощного музыкального материала взялся главный режиссер театра Анатолий Соловьяненко вместе с главным дирижером театра Николаем Дядюрой. Премьера состоялась в марте 2016 года, и с тех пор опере, как и полтора века назад, сопутствует неизменный успех.
Как и в день премьеры (в 2016) партию Абигайль исполнит солистка Национальной оперы Людмила Монастырская, сопрано с удивительным тембром, большим диапазоном и непревзойденной нюансировку. С этой партией Людмила уже в течение нескольких сезонов выступает на лучших оперных сценах мира.
В главных партиях: Александр Мельничук (Набукко), Анжелина Швачка (Фенена), Сергей Магера (Захария, иудейский первосвященник), Дмитрий Иванченко (Исмаэль) и др.
Режиссер-постановщик — Анатолий Соловьяненко. Дирижер-постановщик — Николай Дядюра. Художник-постановщик — Мария Левитская. Хормейстер-постановщик — Богдан Плиш.