Ученые выяснили, какая диета помогает лечить рак

Согласно результатам клинических испытаний, диета, имитирующая голодание, усиливает эффект начальных этапов химиотерапии при лечении рака. Описание исследования опубликовано в журнале Nature Communications.

Медики и диетологи из Италии, Нидерландов и  провели рандомизированное контролируемое клиническое фазы 2 диеты, рекомендованной для пациентов, проходящих неоадъювантную химиотерапию, которая назначается в качестве первого шага, еще до операции, для остановки роста опухоли.

Диеты, имитирующие голодание (ДИГ) — это низкокалорийные диеты с пониженным содержанием белков и аминокислот, разработанные для запуска метаболических реакций, аналогичных тем, которые возникают при голодании на воде.

Доклинические данные свидетельствовали о том, что кратковременное голодание и имитация поста могут защитить здоровые от химиотерапии, одновременно делая раковые клетки более уязвимыми для лечения.

Результаты лабораторных исследований на мышах показали, что кратковременное голодание защищает животных от токсического воздействия химиотерапии и одновременно повышает эффективность лечения. Однако, клинические испытания на реальных пациентах ранее не проводились.

Исследователи во главе с (Judith Kroep) из Медицинского центра Лейденского университета в Нидерландах в период с февраля 2014-го по январь 2018 года наблюдали за 131 пациенткой с раком молочной железы HER2-негативного молекулярного подтипа II и III стадии. В группу были отобраны онкологические больные без осложняющих заболеваний, в первую очередь диабета, и избыточного веса.

Наблюдаемые в течение трех дней до и во время неоадъювантной химиотерапии придерживались либо голодания, либо ДИГ-диеты, либо питались как обычно (контрольная группа). ДИГ состояла из супов на растительной основе, жидкостей и чая.

Несмотря на то, что уровень токсичности применяемой химиотерапии у всех трех групп был одинаковым, у пациенток в первых двух группах эффективность лечения был выше. Кроме того, ученые отмечали у них более низкий уровень вызванных химиотерапией повреждений ДНК в Т-лимфоцитах. Никаких побочных проявлений от применения голодной диеты ученые у них не обнаружили.

Авторы делают вывод о том, что кратковременные циклы голодания или ДИГ безопасны и весьма эффективны в качестве дополнительной помощи онкологическим пациентам с ранними стадиями рака молочной железы.

«Голодание лишает размножающиеся раковые клетки питательных веществ, уменьшая их ростовые факторы. В итоге, они оказываются более чувствительны к терапии, что способствует их гибели», — пишут исследователи в статье.

В дальнейшем ученые планируют проверить, будет ли диета, имитирующая голодание, действенная и при других формах рака в сочетании с традиционным лечением.