«OKO» – кинофестиваль в формате путешествия
В Бессарабии прошел кинофестиваль этнографического и антропологического документального кино «OKO».
Нынешняя осень щедра на фестивали. И пожалуй, самым неожиданным и уникальным из них оказался кинофестиваль финал которого прошел в самом сердце Бессарабии, в городе Болград.
Полный и короткий метр
В этом году фестивалю исполнилось два года. Первый фест, как и многие другие в нашей стране, из-за пандемии коронавируса прошел online. Зато второй проходил в реале при поддержке Госкино и состоял из международного и национального полнометражного и короткометражного конкурсов. На участие в фестивале организаторы получили более 500 заявок из 73 стран. В международной конкурсной программе были представлены 34 фильма: 8 кинолент полного метра и 26 — короткого. В национальный конкурс вошло 10 лент полного метра, в короткометражной программе — 7 фильмов.
Кроме того, в этом году «ОКО» презентовал новую внеконкурсную секцию, в которой можно было увидеть художественные и документальные ленты на темы этнографии, антропологии, культуры, а также ретроспективу «Африка в фокусе», в которую вошли лучшие работы с африканского континента с прошлогоднего фестиваля.
Фильмы online и offline
Фильмов было так много, что организаторам пришлось миксовать два формата online и offline для того, чтобы зрители успели посмотреть как можно больше лент.
А сам Болград на три дня превратился в город-кинотеатр.
Программа offline показов была построена в формате путешествия: каждый день зрители «отправлялись» в определенный регион планеты, а в конце — возвращались домой, чтобы посмотреть картины национального производства. В общей сложности зрители просмотрели 60 фильмов и путешествовали по 42 странами мира.
Но самая сложная задача стояла перед жюри в составе известных киноведов, режиссеров и фольклористов, которым из всего многообразия фильмов надо было выбрать самые достойные.
В результате победителем в украинской полнометражной программе стал фильм — «Дом» режиссеров Татьяны Кононенко и Матильды Местер, кроме диплома получивший и денежную награду в размере 25 тыс грн.
В международной полнометражной программе победил мексиканский фильм «Лабиринт Йоеме» Сержи Петр Роса, который также получил 25 тыс грн. В этой же номинации дипломантом в разделе «За силу духа и стремление к свободе» стала бельгийская лента о Бразилии «Село сопротивляется» режиссера Дэвида Берт Джорис Дерта.
В этом году символом этнокинофеста «ОКО» стали традиционные тканые коврики, которыми была украшена вся главная площадь Болграда.
В международной короткометражной программе победителем и обладателем премии в размере 13 тыс. грн. стала лента «Архо-Афарская торговля солью на северо-востоке Эфиопии», которую снял немецкий режиссер Тилль Якоб Фредерик Троер. В этой же номинации диплом в разделе «За особый взгляд в цивилизационном диалоге культур» получил эфиопский фильм «Электронные письма моей младшей сестре» Соломона Меконена.
В украинском короткометражной программе первую премию и денежная награда в размере 13 тыс. грн. были присуждены ленте «Грязные воды Дуная» режиссера Всеволода Ананьева. А дипломантом полнометражных фильмов в разделе «За жизнеутверждающий портрет украинки в мире» стала лента «Итальянский дневник Ольги» режиссера Елены Федюк.
Обладателем приза зрительских симпатий от Болградского городского совета стал фильм из полнометражной программы национального кино «Ткацкий путь» режиссера Леси Воронюк. Второе и третье место достались фильмам «Усатый фанк» режиссера Александра Ковша и «Над землей» сирийского режиссера Сомар Афиф Ага.
Рекорды и специалитеты фестиваля
В этом году символом этнокинофеста «ОКО» стали традиционные тканые коврики, которыми была украшена вся главная площадь Болграда. Тканные шедевры организаторы и жители города приносили из своих домов. Отдельным проектом фестиваля стало раскрашивание ковриков на асфальте по образцам тех, что лежат в сундуке почти каждого жителя Бессарабии. В результате то, что задумывалось как навигация между локациями фестиваля, стало айдентикой не только «ОКО», но и города. А сам проект был не только поддержан городским советом Болграда, но и вошел в книгу рекордов Украины, как самый уникальный и длинный арт-объект в нашей стране –350 метров, на которых запечатлено 24 разнообразных рисунка ковров.
Подобного нет больше нигде в Украине.
На создание ковров на асфальте ушло 82 литра специальной несмываемой краски и более 30 кисточек. А трудились над ними более 75 волонтеров.
В заключительный день кинофестиваля этот рекорд был зафиксирован представителем книги рекордов Украины и стал первым рекордом в истории Болграда.
Символично, что это произошло как раз в 200 летний юбилей города.
Но «ОКО» — это не только о кино. Чтобы лучше передать специфику этнографического фестиваля и погрузить гостей в мир этнографии, организаторы подготовили насыщенную программу: мастер-классы по народному пению, танцу и ремеслам, ярмарку, где можно было попробовать традиционные яства региона, отведать местного вина и, конечно же, купить и увезти их с собой.
Также в рамках кинофестиваля состоялся арт-пленэр, в котором взяли участие шесть художников из разных регионов Украины. Целую неделю они жили и творили на берегу крупнейшего в Украине озера Ялпуг, а результаты своих работ подарили городу.
На закрытии этнокинофеста была показана лента продюсера и директора «ОКО» Татьяны Станевой — «Место силы» о родной для нее Бессарабии.
В последний день кинофестиваль передал эстафету Bolgrad Ethno Fasion, в рамках которого были продемонстрированы традиционные костюмы со всех уголков разнообразной Бессарабии. А в заключительном концерте кроме местных коллективов приняли участие и хедлайнеры от етнокинофесту «ОКО» — группы Ка-ди — танцующая скрипка, «Мазепа», «GG Гуляй город» и «Фа-диез бэнд».
Закончился праздник этнографического кино большим хоро – болгарским народным танцем, который стал символом того, что люди, съехавшиеся на фестиваль, пытались лучше понять друг друга, поделиться идеями и договориться о будущем сотрудничестве. Ведь окружающий мир стремительно меняется каждый день, а все, что у нас остается – это память. Кинофестиваль «ОКО» собрал в свой каталог эмоциональное и настоящее кино, которое вызывает глубокие размышления о прошлом, настоящем и будущем. О настоящих нас.
Марина Ситник. Фото Александр Барон