Ушла из жизни меццо-сопрано Тереса Берганса
13 мая 2022 в Мадриде на 90-м году жизни скончалась великая испанская певица Тереса Берганса (Тереза Берганца).
Об этом сообщило издание La Vanguardia. О причинах смерти не сообщается.
Тереза Берганса родилась 16 марта 1933 года.
Дебют певицы состоялся в 1957 (Экс, партия Дорабеллы в “Так поступают все”). В 1958 пела на Глайндборнском фестивале партию Керубино. На сцене Ковент Гардена Тереса Берганса выступала с 1959.
С 1967 выходила на сцену театра Метрополитен-опера (дебют в партии Керубино). В 1977 исполнила на Эдинбургском фестивале партию Кармен. В 1989 пела ее же в Гранд-Опера.
Среди лучших партий также заглавная роль в “Золушке” Россини (1977, Гранд-Опера и др.), Изабелла в “Итальянке в Алжире”, Розина. Пела в операх Генделя, Перселла, Моцарта. Выступает как камерная певица. Яркая исполнительница испанского репертуара. Среди записей партии Кармен (1977, дирижер Аббадо, Deutsche Grammophon), Салюд в опере Фальи “Жизнь коротка” (1992, Deutsche Grammophon, дирижер Г. Наварро), Розины (дирижер Аббадо, Deutsche Grammophon; Варвизо, Decca) и многие другие.
С раннего детства Тереса усвоила принцип «если заниматься музыкой, то заниматься ей капитально». Она погрузилась в мир искусства с головой: изучала гармонию, композицию, играла на фортепиано, органе и скрипке. Карьеру оперной певицы девушка начала с серьёзным багажом знаний и впервые дебютировала на сцене в двадцатилетнем возрасте.
Известность не заставила себя долго ждать. Спустя пару лет Тереса уже выступала на крупнейших оперных фестивалях в Эдинбурге и Глайндборне. Среди десятков приглашений, которые поступили к ней после этих фееричных концертов, Берганса остановила выбор на британском Ковент-Гардене.
В 1960 году она впервые исполняет там партию Розины в «Севильском цирюльнике» — эта роль становится коронной в её репертуаре. Ковент-Карден открывает испанской меццо-сопрано путь на лучшие мировые сцены, и в следующие несколько лет ей покоряются Чикаго, Нью-Йорк, Вена, Париж…
Позднее, в интервью певица не раз подчёркивала, что в разъездах по миру она не чувствовала себя одинокой, ведь её семья всегда была с ней. На протяжении многих лет бессменным аккомпаниатором певицы был её муж, известный пианист Феликс Лавилья.
Концерты с участием певицы постоянно собирали полные залы. Обладательница редкого голоса, Берганса работала над техникой на протяжении всей своей карьеры. Сложнейшие партии в операх Россини и Моцарта она исполняла с лёгкостью и неповторимым шармом. О ней писали: «Тереса Бегранса — это истинная природа, это чувственность и фантазия, сплетённые в поэзию».
За свою длинную карьеру Берганса спела, пожалуй, во всех крупнейших залах Европы и Америки. Она работала с лучшими дирижёрами, среди которых Герберт фон Караян, Зубин Мета, Даниэль Баренбойм и Клаудио Аббадо. Помимо классического оперного репертуара, певица с большой любовью исполняла романсы и сарсуэлы испанских композиторов, а также духовные произведения. Кроме того, она снялась в нескольких фильмах-операх: «Дон Жуан», «Кармен» и других лентах, которые вошли в золотой фонд мирового искусства.
В 1992 году Берганса вместе с лучшими голосами современности, среди которых были Монсеррат Кабалье и Пласидо Доминго, выступила перед колоссальной аудиторией в 2 миллиарда телезрителей на открытии Олимпиады в Барселоне. Два года спустя певица стала первой женщиной, избранной в Испанскую королевскую академию искусств.
Тереса Берганса покинула сцену в 2008 году. В последние часто давал мастер-классы.