Культура

Портрет Владимира Софроницкого выставлен на аукционе

Портрет знаменитого пианиста работы П. П. Кончаловского выставлен на торги на московском аукционе Art Globe. Работа имеет музейное значение.

Живопись и музыка бывают связаны по-разному: эти два искусства вдохновляют друг друга, взаимодействуют в театре, или же просто становятся причиной для дружбы авторов.

Такими друзьями из разных художественных миров были живописец Петр Петрович Кончаловский и пианист Владимир Владимирович Софроницкий. Результатом этой дружбы стал «Портрет пианиста Владимира Владимировича Софроницкого за роялем» (1932), который хранится в Государственной Третьяковской галерее, а также серия подготовительных эскизов, один из которых представлен на аукционе Art Globe.

Петр Петрович Кончаловский — известный русский и советский художник. Живописец и график. Народный художник РСФСР, лауреат Сталинской премии. Академик АХ СССР. Являлся одним из создателей объединения художников «Бубновый валет».

Искусство Кончаловского обрело всю полноту зрелого и ясного мастерства в 1930-е годы. В этот период окончательно определились главные темы художника — портрет, пейзаж, натюрморт. С этого времени работам Кончаловского присущи два важных качества: глубокое и увлеченное внимание к красоте и богатству реальной жизни, а также сознательное и последовательное возвращение к старой традиции русской живописи, идущей от Александра Иванова до Сурикова и Серова.

Сложилось ошибочное суждение, будто Кончаловскому чуждо портретное искусство, что в его портрете нет достаточной глубины психологического анализа и образной характеристики. Это неверно: уже на протяжении 30-х годов Кончаловский создал целую вереницу превосходных портретов своих современников — обычно выдающихся деятелей советской культуры в самых разных ее сферах. При этом, как правило, Кончаловский работал над сложными композиционными портретами, очень часто в рост, с широко использованным пейзажным или интерьерным фоном.

Именно в этот период, а именно зимой 1931-1932 годов Кончаловский пишет «Портрет пианиста Владимира Владимировича Софроницкого за роялем» и многочисленные подготовительные эскизы к нему. В этой работе художник решает проблему динамического портрета. Он стремится передать в живописи подвижность и стремительность самой музыки. Хотя мы не видим рук пианиста, мы может ощутить его сосредоточенную и эмоциональную игру.

Стремление к динамике поддерживается и в самой живописной манере художника. Хотя работа выполнена достаточно монохромно в серых и коричневых тонах, живописная поверхность богата оттенками красок, а мазки подвижны и воздушны — также и фортепианная музыка в исполнении Софроницкого обретала особую красочность и драматизм.

Представленный на аукционе эскиз портрета выполнен углем на холсте. Это живая, натурная зарисовка, в которой точно схвачено портретное сходство пианиста.

По времени создания и уровню исполнения рисунок «Портрет пианиста В. В. Софроницкого» имеет музейное значение как характерный образец подготовительной графики Петра Кончаловского и представляет особый интерес для любителей музыки.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.