ЗвездыКиноКультура

Венеция-2024: Анджелина Джоли в роли Марии Каллас

Первой в основном конкурсе Венецианского кинофестиваля показали «Марию» — новый байопик Пабло Ларраина.

Как и «Джеки» и «Спенсер», фильмы Пабло Ларраина о Жаклин Кеннеди и принцессе Диане соответственно, назвать «Марию» байопиком весьма сложно: действие происходит в последние семь дней жизни Каллас и почти полностью в ее воображении.

Она рассказывает о своей жизни выдуманному репортеру, чье имя совпадает с названием медикамента, которым она злоупотребляет, она поет под оркестр, расположившийся то у Эйфелевой башни, то прямо в ее парижской квартире.

С реальностью диву связывают только кухарка (Альба Рорвахер) и дворецкий (Пьерфранческо Фавино). Первая нужна только для того, чтобы комплементарно оценивать голос хозяйки, хотя с ним последнее время большие проблемы (в любом случае дива неделями ничего не ест), второй — для того, чтобы бесконечно передвигать рояль, на котором давно никто не играет.

В разделенном на три акта потоке сознания (сценарий Стивена Найта, автора «Спенсера» и создателя «Острых козырьков»), впрочем, всплывают все основные детали биографии великой певицы — и бедная юность в Греции, и триумфы в «Ла Скала» и «Ковент Гардене», и роман с миллиардером Онассисом (с которым, как выясняется, она познакомилась на Венецианском фестивале).

Но именно всплывают, а не составляют основу драматургической конструкции. Этот фильм, лучший в биографической трилогии Ларраина, — попытка проникнуть в сознание «Ла Каллас», единственной и неповторимой, хорошо знающей цену и себе, и своему мифу, и именно поэтому сознательно убивающей себя после потери голоса: между жизнью и оперной сценой она ставила знак равенства и доживать, утилизируя остатки былой славы, явно не собиралась, ибо это дурной тон.

Любой «байопик», традиционный или нет, являет собой шаткую и опасную территорию. Столько интересных вопросов и комментариев (всегда одних и тех же, всегда отрицательных, всегда с позиций морального и интеллектуального превосходства по отношению к авторам): было / не было, похож(а) / не похож(а) и т.д, и т.п.

Стала ли Анджелина Джоли Марией Каллас? Нет, не стала. Да и цели такой не было: в финале зрителя ждут традиционные хроникальные кадры, удостоверяющие непохожесть двух див. Но то, что мы видим на экране, — это и не Анджелина Джоли, какой мы ее до сих пор знали.

То, что мы видим, называется честной работой и бесстрашным актерским преображением. Перед съемками Джоли полгода занималась оперным вокалом, а на самих съемках отнюдь не открывала рот под фанеру (что всегда видно), а реально, уж как могла, исполняла арии Пуччини и Верди перед полным оперным залом (вокал поздней Каллас в фильме — сложный микс голоса актрисы и специально приглашенной сопрано именно греческого происхождения).

Не вызывает сомнений, что Джоли сумела воплотить образ, характер Каллас, передала не только ее драму, но и физическое присутствие — осанку, взгляд. Очень интересно, как оценит ее работу председательница жюри Изабель Юппер.

 

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.