Посещаемость российских кинотеатров упала до трехлетнего минимума
Количество проданных билетов в российские кинотеатры по итогам первого квартала 2025 года оказалось самым низким за последние три года. Это следует из подсчетов РБК на основе данных Единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС) Фонда кино. За прошедшие январь—март в кино сходили 39,3 млн зрителей.
Обычно первый квартал становится у кинотеатров основным по посещаемости периодом за год, так как захватывает новогодние каникулы, когда в прокат традиционно выходят фильмы с наибольшим потенциалом сборов. Самое большое за историю наблюдений число зрителей по первому кварталу кинотеатры зафиксировали в январе—марте 2017 года: тогда было продано почти 65 млн билетов.
Абсолютный антирекорд по количеству зрителей кинотеатров за всю историю официальных измерений с 2014 года был зафиксирован три года назад. В первом квартале 2022 года, на который выпало начало специальной военной операции на Украине и массовая отмена голливудских кинопремьер в России, на киносеансы пришли всего 34,2 млн зрителей. Результат начала этого года оказался лучше показателей 2022 года, но хуже, чем в первом квартале 2021-го, когда в большинстве регионов, включая Москву, оставались коронавирусные ограничения.
При падающей посещаемости кассовые сборы кинотеатров тем не менее показывают обратную тенденцию. Результат первого квартала 2025 года стал вторым по доходам за всю историю измерений: по итогам первых трех месяцев площадки продали билеты на общую сумму 17,3 млрд руб. Выше результат был только в первом квартале 2024-го, когда суммарные кассовые сборы достигли 18,4 млрд руб. при посещаемости 50,4 млн зрителей.
Рост кассовых сборов вопреки снижению аудитории напрямую связан с повышением средней стоимости билета в кино. Так, в первом квартале 2025 года поход в кино на одного человека в среднем по стране, по подсчетам РБК на основе данных ЕАИС, стоил 438,8 руб. Для сравнения: годом ранее этот показатель был на 17% меньше — 365,1 руб. В январе—марте 2014 года, с которого фиксирует данные ЕАИС, билет в кино стоил в среднем 260 руб.
Финансовые результаты большинства российских киносетей по РСБУ за 2024 год уже опубликованы. Крупнейшей с точки зрения выручки осталась объединенная сеть «Формула кино» и «Синема Парк». Ее основное юрлицо — АО «Синема Парк» — за отчетный период заработало 7,5 млрд руб., что на 12,6% больше, чем в 2023-м. При этом чистая прибыль компании сократилась более чем в четыре раза, до 424,3 млн руб. Выручка еще одного юрлица объединенной киносети — ООО «РСМ» — за год выросла на 14%, до 1,8 млрд руб., чистый убыток сократился почти в 3,5 раза, до 199 млн руб.
Выручка АО «Киномакс», которому принадлежит одноименная сеть кинотеатров, выросла за год на 28,1%, до 5,1 млрд руб. И компания по итогам прошлого года получила чистую прибыль в размере 15,4 млн руб. против 751,3 млн руб. чистого убытка в 2023-м.
ООО «КАРО Фильм Менеджмент», управляющее большинством кинотеатров сети КАРО, по итогам 2024 года отчиталось о росте выручки на 24,4%, почти до 4 млрд руб. Чистый убыток компании при этом увеличился на 7,5% и составил 179 млн руб.
Глава объединенной киносети «Синема Парк» и «Формула кино» Алексей Васясин, комментируя результаты первого квартала, связал снижение посещаемости с несбалансированностью расписания по жанрам и нестабильностью графика релизов, в котором «то густо, то пусто». Также, по его мнению, сказываются рост конкуренции за время и внимание аудитории с другими офлайн-развлечениями и падение трафика торговых центров, где располагается большинство кинотеатров. Влияет и низкий уровень бюджетов на маркетинг новинок, рассуждает Васясин: «Если раньше за счет масштабной рекламы все хотели попасть на фильм в первую неделю проката, то сейчас на первый план выходит сарафанное радио и первая неделя приносит в лучшем случае 30% всех сборов фильма». В предыдущие годы на первую неделю приходилось больше половины сборов.
Снижение посещаемости кинотеатров главным образом связано с недостаточным количеством качественных фильмов, утверждает владелец бренда сети кинотеатров «Люмен», член Ассоциации владельцев кинотеатров Павел Поникаровский. «Если говорить конкретно о первом квартале 2025 года, то значительно слабее прошлых лет сработали новогодние картины, — рассуждает эксперт. — Фильмы не оправдали ожидания зрителей, что негативно сказалось на посещаемости сеансов. Кроме того, эти премьеры были ориентированы исключительно на детскую аудиторию, взрослая оказалась абсолютно неохваченной».