«Обещание» – Эпоха истребления
Накануне Первой мировой войны армянский аптекарь Микаэл (Оскар Айзек) приезжает в Константинополь учиться медицине. Он оплачивает учебу деньгами, которые получил в качестве приданого, когда пообещал жениться на девушке из родной деревни. В столице Османской империи молодой человек знакомится с соплеменницей Аной (Шарлотта де Бон) и влюбляется в нее, хотя у нее уже есть мужчина – американский корреспондент Крис (Кристиан Бейл). Когда разгорается война, турецкие националисты объявляют христиан предателями, и армян начинают преследовать. Микаэл попадает в концлагерь, бежит и добирается до родной деревни, где живет тайно, опасаясь нового ареста и казни. Тем временем Крис рассказывает в западных газетах об истреблении армян и рискует жизнью, поскольку турецкие власти наотрез отрицают свои преступления.
В отличие от холокоста, который отрицают только тайные и явные нацисты, армянский геноцид до сих пор остается камнем политического преткновения. Турция продолжает настаивать, что намеренно не уничтожала армян, и ее правительству очень не нравится, когда армянский геноцид признают другие страны. Поэтому, например, США до сих пор официально не признали это преступление против человечества, хотя несколько американских президентов обещали это сделать. Союзнические отношения с членом НАТО всякий раз оказываются важнее, чем исторические факты и постоянное давление армянского лобби.
Однако американские армяне не сдаются. Многие из них – потомки беженцев из Турции, и они не могут предать свою чудом спасшуюся или погибшую родню. Каждый делает, что может. Поэтому крупный бизнесмен и продюсер Кирк Киркорян на закате жизни лично оплатил съемки «Обещания», которые обошлись в 100 миллионов долларов. Киркорян умер в 2015 году, незадолго до начала съемок, но зато теперь у армян есть масштабная, компетентно снятая голливудская лента о главной для их народа трагедии XX века, перед которой бледнеет даже катастрофическое землетрясение в Спитаке.
К несчастью для борьбы за признание армянского геноцида, «Обещание» – это не более чем отражение на экране тех страшных событий. В художественном плане фильм не поднимается выше «документалистики с актерами», которую часто снимают создатели образовательного кино. Микаэл и Ана – лишь привлекательные представители своего народа, на примере которых показана армянская трагедия. Это не интересные персонажи с захватывающими личными историями. Даже любовный квадрат, который складывается на экране, вписан в сценарий для проформы. Он не имеет особого сюжетного значения и не получает существенного развития, поскольку героям банально не до этого. А все мы знаем, что для успеха кино нужна личная история, даже если речь идет о гибели миллионов людей. Вспомним, как устроены «Список Шиндлера», «Пианист» и другие известные ленты о холокосте.
Понятно, в картине нет никакой психологической и моральной сложности. За вычетом пары-тройки хороших людей, все турки в фильме – маниакальные убийцы христиан. Напротив, армяне изображены в самых светлых тонах – трудолюбивые, семейственные люди, которые ничем не угрожают империи и которые берут в руки оружие лишь в кульминации ленты, когда гибель близких и угроза полного истребления доводит их до отчаяния. Никаких сложностей, никаких нюансов – подчеркнуто «черно-белая» история. В которой на стороне Добра предсказуемо оказывается представитель США. Крис смело пишет о трагедиях, лично участвует в спасении армянских детей, а когда его задерживает, молчит как партизан. Хотя понимает, что его могут расстрелять. Правда, этот героизм смотрелся бы лучше, если бы Крис был реальным, а не вымышленным героем.
https://www.youtube.com/watch?v=Za5Z4cnA-4Y
По крайней мере, свою главную задачу фильм выполняет. Он не смакует, но показывает погромы, аресты, расстрелы, непосильный труд в пустыне, садистские расправы… И прочие ужасы, которые, в отличие от героического Криса, взяты из исторических исследований. Подлинна и завершающая основное повествование история о взбунтовавшихся армянах, которые дали бой регулярным войскам. Также правдиво то, что американский посол в Турции Генри Моргентау пытался помочь армянам, но мало что мог сделать как официальное лицо, поскольку его правительство настаивало на нейтралитете. Так как что политическая и как историческая картина «Обещание» свою задачу выполняет. Но это делает ее более подходящей для показа в школе, чем в кинотеатре. По крайней мере, за пределами Армении.