Большая премьера в Национальной опере Украины
Завершая 149-й театральный сезон, Национальная опера Украины 29 и 30 июня 2017 подарит своим поклонникам премьеру балета «За двумя зайцами». Бесспорно, зрителей ожидает встреча с хорошо знакомыми персонажами, известными музыкальными фрагментами, но на этот раз историю киевского цирюльника, одновременно ухаживающего за богатой и некрасивой Проней и бедной красавицей Галей, будет изложено языком танца и музыки.
У комедии «За двумя зайцами», которая была написана М. Старицким более 120 лет назад, за все это время были разные режиссерские трактовки. Интересно, что премьера спектакля на сцене киевского театра Бергонье (1883) не была особо успешной. Несмотря на прекрасно сыгранную Кропивницким роль Сирка, Проня в исполнении Заньковецкой была почти провальной.
Однако впоследствии комедия «За двумя зайцами» стала одним из самых репертуарных произведений украинского театра. Особую популярность она получила в начале 60-х гг., после того, как на киностудии Довженко в 1961 году был снят одноименный фильм. И сегодня пьесу Михаила Старицкого называют «бесспорным лидером среди комедийных бестселлеров».
Однако поставить комедию в хореографическом жанре до сих пор не решался ни один режиссер. Ради создания балета по мотивам пьесы Михаила Старицкого «За двумя зайцами» объединилась мощная творческая команда. Виктор Литвинов — балетмейстер-постановщик, в чьем творческом багаже, кроме шедевров мировой балетной классики, более десяти балетов на музыку украинских авторов. Юрий Шевченко — композитор, сотрудничал практически со всеми, без преувеличения, киевскими театрами (за что получил 8 престижных «Киевских пекторалей»). Татьяна Андреева — автор идеи и либретто, которая, кстати, выйдет на сцену в роли одиозной Прони. Сергей Маслобойщиков — художник-график, сценограф, режиссер театра и кино, лауреат более 50 наград в области искусства (декорации, сценография). Живописец, театральный художник Анна Ипатьева (костюмы), география работ которой охватывает пространство от Германии до Македонии. Дирижер-постановщик — Владимир Кожухарь — пожалуй, один из самых титулованных и признанных дирижеров современности.
Этот балет имеет все шансы стать своеобразной «визитной карточкой» украинской столицы так же, как литературный первоисточник или его чрезвычайно популярная экранизация. Ведь неповторимой аурой старинного Подола, где «на дальней горе видно Киев», безусловно, вдохновлялись авторы этой «очень печальной комедии».
Именно так обозначает жанр будущего спектакля балетмейстер-постановщик. «Это как в жизни, где нам постоянно приходится выбирать и, обычно ничего смешного в этом нет, — говорит Виктор Литвинов, — но от непрерывности этого процесса наше бытие иногда превращается в «смешную театральщину».
Возможно, именно поэтому сценография будущего спектакля будет представлять собой старинную разбитую театральную сцену. «Сквозь этот кон будут прорастать мальвы, — несколько приоткрывает завесу художник-постановщик Сергей Маслобойщиков, — они будут прорастать также сквозь все предметы, появляющиеся в спектакле, сквозь все разваленное и неживое, создавая знакомый киевский пейзаж».
«Колорит и атмосфера Киева. Канва наших «Зайцев» только кажется простой и даже примитивной, а начинаешь в нее погружаться и понимаешь: все это может и так, но рассказать о «промотавшемся цирюльнике» и его приключениях языком симфонической музыки — чрезвычайно сложная творческая задача, — комментирует Юрий Шевченко. — Я, например, месяца три колебался — использовать ли известную песенку Голохвастого и компании «В небе канареечка летает …». Конечно, дерзкие куплеты я не просто процитировал. «Поигрался» с мелодией, но зритель ее, безусловно, узнает. Будет еще много знакомых песен, народных мотивов, но смешно «перекрученных».
Описать мещанский мир с его неудержимым желанием «из грязи в князи», а именно так схематично описывают идею пьесы — слишком просто. «Признаюсь, — говорит Шевченко, — я имел дело с гораздо более сложной трактовкой «.
В костюмах артистов зритель увидит больше, чем просто иллюстрацию «комедии из мещанского быта с песнями и танцами», датированную XIX веком. Стеганые ватники, странные кожухи, а еще — невероятные принты, аппликации и кружева. Костюмы для «Зайцев», которые создает Анна Ипатьева, трудно вместить в какие-либо рамки. Тем более, что вдохновляется Анна творчеством Марии Примаченко и современного украинского художника Владислава Шерешевского. Вот, например, Проня меняет наряды 5 раз. И не только потому, что младшая Сирко посещает Школу бальных танцев, но и потому, что в этом балете будут танцевать не только люди, но и их мысли, мечты и эмоции.