Генетики назвали родину всех современных коров и быков

Российские и зарубежные палеогенетики восстановили ДНК шести дюжин древних коров, что помогло им доказать, что крупный рогатый скот действительно был впервые одомашнен на Ближнем Востоке. С другой стороны, многие современные коровы и быки оказались связаны с загадочной Индской цивилизацией, пишут ученые в журнале Science.

«Древнейшие коровы Земли не несли в себе никаких других генетических следов, кроме как первобытных быков-туров, живших в то время на Ближнем востоке. Ситуация резко поменялась примерно четыре тысячи лет назад, когда во всех очагах цивилизации появились зебу», — рассказывает Марта Вердуго (Marta Verdugo) из Тринити-колледжа в Дублине (Ирландия).

Молочное скотоводство возникло в первых человеческих обществах на Ближнем Востоке и Индии примерно 15-10 тысяч лет назад, одновременно с развитием земледелия и переходом к оседлому образу жизни. Его появление было связано с тем, что в популяциях первых фермеров возникла уникальная мутация в гене LCT, позволившая взрослым людям пить молоко – способность, которую фактически все утрачивают еще в детстве.

Антропологов, археологов, историков и многих других специалистов давно интересует то, где и как наши предки научились возделывать поля, приручили первых домашних животных и начали использовать их в качестве стабильного источника пропитания. Ответы на эти вопросы помогут понять, как возникли современные политические образования и религии и какую роль играло сельское хозяйство в их рождении.

Вердуго и ее коллеги попытались решить эту проблему неортодоксальным путем, объединив данные археологических раскопок и методы естественных наук. Для этого ученые извлекли обрывки ДНК из костей примерно 67 древних коров, чьи были найдены в Месопотамии, на территории городов Древнего Египта и прочих античных цивилизаций, и сравнили их между собой.

В их число, как отмечает Вердуго, входили не только одомашненные коровы, но и их предположительные дикие предки, первобытные быки-туры (Bos primigenius). Сравнивая их геномы, ученые надеялись локализовать родину первых скотоводов Земли и понять, в каких условиях оно зародилось.Несмотря на то, что все кости древних коров и быков сохранились достаточно плохо, ученым удалось извлечь почти полный геном для каждого античного животного и понять, как они соотносятся друг с другом.

С одной стороны, «воскрешенная» ДНК древних коров подтвердила, что первые скотоводы действительно появились на Ближнем Востоке, где они одомашнили европейских первобытных быков. При этом, как отмечают , геномы древних коров из других регионов несут в себе вкрапления несколько иных наборов мутаций.

Они указывают на то, что жители этих уголков Азии и Европы не препятствовали скрещиванию своих коров с местными дикими быками или же пытались самостоятельно одомашнить их и включить в свои стада. По этой причине современные «буренки», живущие на юго-востоке Европы, в Центральной Азии и в Северной Африке сильно отличаются друг от друга.

При этом они совершенно не похожи на своих предков по одной простой причине. Примерно четыре тысячи лет назад, как обнаружили Вердуго и ее команда, на территорию Ближнего Востока и прилегающих регионов «вторгаются» индийские быки. Они начали спариваться с местными коровами, породив ту популяцию скота, к которой относятся все современные азиатские и африканские породы этих домашних животных.

«Мигранты» из Индии были потомками не туров, а другого вида диких коров, зебу (Bos indicus). Их можно и сейчас встретить в степях и лесах Южной Азии и узнать по характерному «горбу» на их шее. Предки этих быков жили в сухих субтропиках, благодаря чему индийские коровы, одомашненные зебу, заметно лучше переносят засухи, чем их европейские кузины, хотя и медленнее растут.

Как предполагают ученые, обитатели долины реки Инд начали разводить Bos indicus примерно восемь тысяч лет назад, однако их следы почему-то появляются в геноме ближневосточных коров только в начале бронзового века.

Вердуго и ее коллег считают, что это совпадение не случайно. Примерно в это же время появляется знаменитая и пока во многом загадочная Индская цивилизация, а климат Земли начал становиться заметно более сухим. В результате этого многие древние цивилизации, в том числе первые города-государства Месопотамии, исчезают, а другие державы, такие как Египет, приходят в упадок.

По этой причине зебу и их потомки от скрещивания с местными популяциями коров смогли очень быстро распространиться по всем существовавшим в то время культурам, позволив им приспособиться к новым условиям жизни. В пользу этого говорит то, что доля «индийской» ДНК в геноме древних коров достигла 30-40% буквально за две сотни лет, мгновения по меркам истории и генетики.

«Это событие послужило отправной точкой для великого расселения зебу, которое продолжается и по сей день. Потомков древних коров, помогавших жителям долины Инда выживать в далеком прошлом, можно встретить во всех тропических регионах планеты сегодня», — заключает Дэн Бредли (Dan Bradley), коллега Вердуго по колледжу.