Данте заговорил на языке балета
Данте – один из тех гениев человечества, многогранность и глубину творчества которого очень сложно перевести с языка оригинала – итальянского – на другие языки. И вот в Национальной опере Украины Данте Алигьери перевели на язык балета – универсальный и не имеющий национальных и географических границ.
Личная история жизни и любви великого итальянца, отображенная в двух главных его произведениях – «Новая жизнь» и «Божественная комедия» – стала основой балета «Данте», мировая премьера которого состоится в Национальной опере Украины 25 и 27 июня 2021 года.
До сих человечество восхищается творчеством Данте Алигьери, который в ни на что не похожем видении представил картину путешествий в потустороннем мире в поисках ответов на серьезные вопросы, которые рано или поздно задает себе каждый мыслящий человек.
Может возникнуть вопрос: что интересно для современного человека в описании картины потустороннего мира в представлении позднего Средневековья? Один из ответов – неизбежность опыта смерти для каждого родившегося, что вызывает желание приоткрыть множество неразгаданных тайн: является ли смерть преградой для любви, как выглядит бытие после земного паломничества, встретимся ли мы с нашими любимыми, которые ушли раньше нас? Гениальный Данте сем столетий тому назад тоже мучительно размышлял над этими вечными вопросами и предложил читателям свои ответы – в прекрасной художественной форме «Новой жизни» и философской глубине «Божественной комедии».
Хореограф, балетмейстер-постановщик и автор либретто – выпускник Киевского государственного хореографического училища, а сегодня – художественный руководитель балета и главный хореограф Theatre Kiel (Германия) Ярослав Иваненко отметил, что тщательно готовился к постановке, внимательно перечитал произведения Данте, ознакомился с его биографией, исследовал критику по его творчеству, детально продумывал сцены. Балетмейстер подчеркнул: «Существуют музыкальные и живописные произведения, посвященные прежде всего сюжетам “Божественной комедии”. Но моя идея состоит в том, чтобы показать самого Данте – гения, который жил семьсот лет тому назад. Ведь он был мыслитель, политик, мистик, поднял итальянский язык до высокого литературного уровня. Мне было интересно его внутреннее состояние, его глубокие чувства любви, ради которых он приоткрыл занавес тайны потустороннего мира. Первый акт посвящен земной жизни, раскрывает биографические факты, в частности, как юноша Данте встретил девочку Беатриче, зарождение любви. А во втором акте мы переходим в совершенно другую реальность – потусторонний мир».
Творческий стиль Ярослава Иваненко – элегантная неоклассика – по-особому ярко проявился в балете «Данте». Хореографу удалось подготовить солистов НОУ не только технически, но и интеллектуально: в отдельных сценах артисты тонко передавали противоположные по своей эмоциональности картины – учеба и познание наук, городской бал и беззаботное веселье, похороны и скорбь перед лицом смерти, ужасы Ада, светлая надежда Чистилища и др.
Художественное мышление Данте было очень «живописным» и «музыкальным», поэтому идея поставить на сцене балет о загадочном гение конца Средневековья очень удачная и логичная.
Можно поспорить о том, почему не использована в партитуре балета музыка Ференца Листа, Петра Чайковского или других композиторов, которые осмысляли в своих произведениях образы «Комедии» Данте, но подбор музыки органично раскрывает развитие балетного сюжета. Дирижер-постановщик Алексей Баклан свой выбор музыкальных фрагментов объяснил так: «В процессе создания спектакля важно было найти музыку, которая бы четко констатировала разделение земного и потустороннего бытия героев, контраст между жизнью с её радостями, надеждами (Антонин Дворжак) и неумолимой смертью (Эцио Боссо). Высокая христианская идея вечной жизни как награды за светлый земной путь закладывалась постановщиками при выборе экспрессивно-выразительной музыки Эцио Боссо и романтически-просветленной в финале – Рихарда Вагнера».
Современная музыка духовника православной общины в Грузии схиархимандрита Серафима (Бит-Хариби) вовлечет зрителей в особую атмосферу сакральности, ведь высокие певческие традиции церковной музыки исполняются на новоарамейском языке, близком тому, на котором говорил Христос. Глубокое пение на древнем языке звучит во втором действии балета, в сцене Чистилища, в которой Данте и его проводник римский поэт Вергилий в современном танце с его акробатичной четкостью линий и спортивной экспрессией будто готовит главного героя до встречи с любимой Беатриче и их восхождение в Рай.
В балете значимой является геометрия сценографии: в Аду герои спускаются вниз, скользя на наклонной конструкции – подобно низвержению падших ангелов, а в финале Данте со своей возлюбленной поднимаются в чертоги вечного блаженства по освещенной лестнице.
Созданная итальянскими визуальными дизайнерами видеосценография, не смотря на свою минималистичность, четко прочитывается сквозь символизм цвета и отдельные культурно-исторические детали: черный и красный доминируют в сценах Ада, голубой превалирует в Чистилище, луч света ведет Данте и Беатриче к блаженству Рая. Видеосценография богата на фрагменты итальянского искусства, что помогает окунуться в культурную атмосферу балета: «Карта Ада» Сандро Боттичелли, элементы готической дворцовой архитектуры, имитации миниатюр из научных трактатов, инкунабулы как элемент книжной культуры, своды храмов в разноцветном приглушенном освящении света, проходящего сквозь витражи. Но не смотря на стилистику итальянской действительности времен Данте и после его смерти костюмы и сценография не нагромождают лишние исторические детали, что способствует легкости восприятия хореографических картин. Отметим четкие акценты хореографа на благородность движений и гармоничность общего рисунка на сцене.
Костюмы артистов балета при помощи отдельных исторических стилизаций отсылают к аристократической атмосфере средневековой Флоренции, воссоздают образы благородных людей античности в светлых одеяниях и венках как обитателей Чистилища, воплощают пугающие темные персонажи Ада.
Постановщикам балета удалось создать ощущение незримого присутствия Данте, мистическая личность которого до сегодняшнего дня не нашла достойного осмысление в театральном искусстве и кинематографе.
Подобно тому как «Божественная комедия» сравнивается с огромной ораторией, пронизанной отдельными глубокими темами и лейтмотивами, украинско-итальянская постановка двухактного балета «Данте» раскроет перед зрителями разнообразие ярких хореографических сцен и образов, транслирующих смыслы и идеи любви, смерти, вечности, верности, надежды, спасения.
Балет «Данте» – незаурядное событие в культурной жизни столицы Украины, поэтому не пропустите мировую премьеру.
Ян Остащук
Фотографии предоставлены пресс-службой Национальной оперы Украины