Импрессионисты вернулись в постоянную экспозицию Пушкинского музея
Постоянная экспозиция второго и третьего этажей Галереи искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков вновь открыта к посещению в ГМИИ имени Пушкина. В нее вошли как «постоянные участники», так и работы, хранившиеся в запасниках, — Гогена, Сезанна, Дега, Пикассо, Ренуара, Моне.
Ранее экспозиция была временно закрыта, поскольку в конце августа большая часть картин уехала в Париж на выставку «Коллекция Морозовых. Шедевры нового искусства» в Фонде Луи Виттон.
В течение этого периода в Галерее было открыто одновременно три выставки — «Современная графика из собрания Центра Помпиду. Дар Флоранс и Даниэля Герлен» на первом этаже, «Свободное искусство. Итальянский футуризм из коллекции Джанни Маттиоли» на втором этаже, куда также входили картины из основной экспозиции, и «Ксения Хауснер. Правдивая ложь» на третьем этаже.
«Работы Клода Моне мы расположили возле искусства Синьяка — сохраняя традиции импрессионизма, мы перемежаем его с неоимпрессионизмом. Они очень любопытно взаимодействуют между собой, поскольку это вещи одних лет, но они очень не похожи. Мы, как кураторы, реконструируем этот острый момент в истории импрессионизма и не отказали себе в удовольствии завести интригу в экспозицию — вещи те же, но взаимодействуют по-новому», — сказал старший научный сотрудник-хранитель музея Алексей Петухов.
Зал Ренуара включает работы живописцев, на которых повлиял художник, — например, зрители могут ознакомиться с полотном «Дорога в школу в Эдаме» кисти Макса Либермана.
В центре зала, посвященного Парижу, находится полотно «Дым окружной парижской железной дороги», написанное в 1885 году Луиджи Луаром. По словам Петухова, отдельный «парижский зал» — это традиция и своеобразное «виртуальное путешествие в Париж прекрасной эпохи» через картины художников, вдохновленных городом.
Особую ценность представляет небольшая работа «Ночь и день», написанная около 1900 года Одилоном Редоном — ее достали из запасников специально для обновленной экспозиции. Как признался Петухов, ее в музее показывают крайне редко, поскольку это «очень тонкая, хрупкая пастель». По мнению хранителя, картина Редона «источает мистику, некий французский космизм».
Раньше в одном из залов находились работы из коллекции Сергея Третьякова, который, в отличие от брата Павла, собирал не русское искусство, а современное западное. «Масса произведений из коллекции Сергея Третьякова ушла в Дом-музей братьев Третьяковых, и их нужно было заменить.
Значительное число работ здесь достали из запасников. Атмосфера его собрания состоит из пейзажей барбизонской школы и главная жемчужина здесь, которую мы не отдали коллегам — «Деревенская любовь» Жюля Бастьена-Лепажа, которая хранится в ГМИИ с 1948 года», — сказал Петухов в ходе экскурсии.
Некоторые работы залов второго этажа не выставлялись ранее или выставлялись, но очень давно из-за исключительной хрупкости и требований бережного хранения — например, «Дама у окна» Анри де Тулуз-Лотрека. По словам Петухова, ее не рекомендуется выставлять надолго, сейчас ГМИИ старается показывать эту работу редко, потому что, «как ни старайся, картон все же ранимая история, он выгорает».
На третьем этаже разместились полотна постимпрессионистов. Там расположены такие шедевры, как «Слепой нищий с мальчиком» Пабло Пикассо, «Импровизация 20. Две лошади» Василия Кандинского, «Муза, вдохновляющая поэта» Анри Руссо, «А, ты ревнуешь?» Поля Гогена, «Пьеро и Арлекин» Поля Сезанна, а также шесть работ фовиста Альбера Марке.
Отдельного внимания заслуживает самое раннее полотно Анри Матисса из собрания ГМИИ — «Корсиканский пейзаж. Оливы», написанное в 1898 году. «Пейзаж в прошлом году у нас попросило представительство Корсики — на выставку «Матисс на Корсике». Эта вещь впервые за более чем столетие своей истории совершила вот такой вояж туда, где была когда-то создана», — рассказал Петухов.
В залах третьего этажа также, как и в залах второго, есть очень хрупкие работы, увидевшие свет ради экспозиции. Например, «Баржи на сене» Мориса Вламинка, по словам Петухова, «написана чересчур эмоционально и находится в крайне слабом состоянии», а картина «Купание в озере» Жоржа Руо изображена на бумаге, наклеенной на картон — единственная вещь Руо в собрании в ГМИИ, которая к тому же «провела в запаснике» около семи лет.
Также на третьем этаже представлена небольшая коллекция итальянского искусства XX столетия — здесь расположены и «экзотические» работы, такие как «Девушка в мастерской» Феличе Казорати, и более известные, как «Воскресенье калабрийского рабочего в Риме» Ренато Гуттузо.