Глава Пушкинского музея назвала «глупостью» паузу в работе музея ГУЛАГа
Приостановление работы музея ГУЛАГа произошло под «мягко говоря, странным предлогом», решение приняли люди, которые «не понимают, что они делают», заявила BFM директор Пушкинского музея Елизавета Лихачева.
«В общем, я сделаю вывод, что это глупость. Говоря словами товарища Сталина, «глупость, граничащая с преступлением», — сказала она.
Лихачева добавила: некоторые люди, называющие себя патриотами, видят в обсуждении темы сталинских репрессий помощь врагу, но это не так. Она напомнила, что сталинские репрессии были осуждены еще в эпоху СССР, а незаконно осужденных реабилитировали. Журналист в ответ предположил, что некоторые россияне могут считать, будто существование музея ГУЛАГа неуместно в текущей культурно-просветительской среде.
«Это классическое передергивание людей, которые реально враги моей страны. Они пытаются говорить мне, как я — Лиза Лихачева, гражданка России должна относиться к своему прошлому», — продолжила директор Пушинского музея.
Она привела в пример признанный нежелательной организацией Сахаровский центр и «Мемориал» (признан иноагентом и ликвидирован), которые занимались правозащитной деятельностью, но в какой-то момент их деятельность стала противоречить закону страны. По ее мнению, с музеем ГУЛАГа ситуация иная, ведь тот занимается прошлым, и выразила надежду, что эта проблема «дойдет до начальства, проснутся, откроют и оставят людей в покое», поскольку «ничего там такого нет».
Лихачева назвала музей ГУЛАГа в Москве «одной из самых выдающихся и авторитетных институций» в России и напомнила, что подобные музеи существуют не только в столице, но и в других регионах.
Лихачева обратила внимание, что об этой особенности было известно давно, а музей выполнял предписания и проходил проверки. «Ну, очевидно же, [вентиляционная шахта] вчера там появилась, поэтому надо было срочно этот вопрос решать. И парк, который был открыт в прошлом году, тоже ей страшно стал мешать вдруг неожиданно», — сказала она.
Президент Владимир Путин не раз выступал с осуждением политических репрессий в российском прошлом и называл их «трагедией для всего нашего народа, для всего общества, жестоким ударом по нашему народу, по его корням, культуре, самосознанию», последствия чего ощущаются до сих пор. Он также поддерживал изучение книги Александра Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ» в школах и отмечал: «Без знания того, что здесь изложено, у нас не будет полного представления о нашей стране, и мы с трудом сможем думать о будущем».