Главному медведю мировой литературы исполняется 90

Давным-давно, кажется в прошлую пятницу, жил в одной стране медвежонок. Он же поэт, философ и верный спутник миллионов детей по всему миру на протяжении вот уже 90 лет.

Первая книга о Винни-Пухе поступила в продажу 14 октября 1926 года. С тех пор детище британского писателя Алана Милна стало одним из самых продаваемых литературных произведений. Имя знаменитого медведя носят улицы и даже вид спорта, его «лицо» изображено на почтовых марках 18 стран. Не говоря уже о многочисленных экранизациях и театральных постановках.

Тут Пух почти ничего не присочинил. Его прототипом действительно был не медведь. Алан Милн срисовал своего маленького героя с большой черной медведицы по имени Виннипег. Автор с сыном Кристофером Робином увидели её в 1924 году в лондонском зоопарке. Косолапую, вывезенную из медведицу передали туда британские кавалеристы, отправлявшиеся на фронт Первой Мировой.

Видя, как сыну нравится медведица, Милн сделал её персонажем ежевечерних сказок. А любимую игрушку Кристофера Робина — подаренного на первый день рождения плюшевого медведя — дома окрестили Винни.

Кстати, другие герои книги, кроме Кролика и Совы, тоже проживали в детской у Милнов. Пятачка подарили соседи, а бесхвостого ослика Иа, Тигру, Кенгу и Крошку Ру родители купили Кристоферу для оживления вечерних рассказов про Пуха. Однако, о «музе» писателя в семье не забыли. Спустя много лет, 60-летний Кристофер Робин установил в лондонском зоопарке памятник Виннипег.

Первые поколения читателей, конечно, помнят Пуха по иллюстрациям прекрасного английского художника-карикатуриста Эрнеста Шепарда. Он был близким другом Алана Милна и потому имел возможность срисовать персонажей «с натуры», то есть непосредственно с игрушек Кристофера Робина.

Считается, что созданный Шепардом образ сказочного медвежонка максимально приближен к видению автора.

Кадр из мультфильма Винни Пух и день забот

Неудивительно, что все последующие изображения обитателей Стоакрового леса в англоязычном мире ориентировались именно на шепардовский оригинал. Даже в диснеевской экранизации легко узнать классическую книжную версию. Интересно, что первые рисунки к стихам и рассказам о Винни, Шепрад делал черно-белыми.

Однако перед выпуском полноценной книги в 1926-м издатели уговорили художника на цветной вариант. В 2013 году аукционный дом Sothbey’s пустил эскизы первых иллюстраций Винни-Пуха с молотка и выручил за них рекордные полмиллиона фунтов стерлингов.

Если иллюстрации Шепарда считаются самыми душевными, то создателем самого растиражированного экранного образа Винни-Пуха стала студия Walt Disney. Она же внесла в него самые серьезные изменения. Помимо визуальных отличий (например, новоявленная красная жилетка Пуха) трансформировался и сюжет.

Первая серия «Винни-Пух и медовое дерево» вышла в 1966 году, но, быстро исчерпав запас оригинальных милновских историй, сценаристы взялись дописывать их за автора. Так, в 1977 году появился герой Суслик. Многие поклонники книги, вслед за Кристофером Робином повторяли, что превратив Винни-Пуха в коммерческий продукт, наподобие Микки-Мауса, американские аниматоры утратили дух сказки.

Винни-Пух заговорил по-русски в 1958 году, когда Борис Заходер взялся за перевод английского бестселлера. С тех пор советские, а затем и российские художники подарили нам несколько прекрасных образов неунывающего медведя.

Первая полноценная книга под названием «Винни-Пух и все остальные» вышла в издательстве «Детский мир» в 1960 году. За иллюстрации отвечала ученица Петрова-Водкина художница Алиса Порет.

Хотя её Винни-Пух выглядел чересчур игрушечным, сказка пришлась настолько по душе маленьким читателям, что в 1965 году издательство «Детгиз» перевыпустило книгу под уже традиционным названием «Винни-Пух и все-все-все». На этот раз иллюстрациями занимались Борис Диодоров и Геннадий Калиновский. Очевидно, оба художника были знакомы с оригинальными рисунками Шепарда, поэтому их образы оказались очень близки к канонически и прекрасно передают эмоции и характер героев Милна.

Другой легендарный образ косолапого появился благодаря советскому мультипликатору Федору Хитруку, художнику Эдуарду Назарову и актеру Евгению Леонову. С 1969 по 1972 год вышло всего три серии, но даже этого хватило, чтобы признать Винни-Пуха Хитрука намного удачнее диснеевского.

Хотя режиссер и допустил несколько волностей по отношению к тексту, например, полностью исключив из сюжета героев Кристофера Робина и Тигры, его мишка с примятым ухом получился настоящим поэтом и гедонистом. А десятки жизненных сентенций Пуха, блестяще озвученных голосом Евгения Леонова, плотно вошли в обиход поколений российских зрителей.

Особо стоит отметить иллюстрации выдающегося художника Виктора Чижикова. Книга «Винни-Пух и все-все-все» с его рисунками вышла в издательстве «Малыш» в 1986 году. Так как Чижиков также является создателем легендарного олимпийского мишки, то не стоит удивляться, что между талисманом летних игр 80 и Винни-Пухом есть разительное сходство.

Как любой всемирно популярный персонаж, со временем Винни-Пух превратился в бренд. Его изображение сегодня можно увидеть везде — от упаковок с продуктами до общественного транспорта. Но даже спустя 90 лет Винни-Пух и его друзья по-прежнему вдохновляют художников, мультипликаторов и писателей.

В нулевых студия выпустила полнометражную трилогию об обитателях Стоакрового леса: «Приключения Тигры» (2000), «Рождественский Пух» (2002) и «Большое кино Пятачка» (2003). Мультфильмы обошлись создателям почти в сто миллионов долларов, но благодаря неугасающему обаянию героев Милна собрали в прокате в разы больше.

К нынешнему юбилею любимого персонажа приурочил выпуск своего авторского сиквела английский Брайан Сиблей. В сборник под названием «Лучший медвежонок во всем мире» войдут четыре сезонных рассказа, и впервые появится новый персонаж — пингвин. Идея ввести в повествование такого нетипичного лесного обитателя, пришла Сиблею, когда он увидел снимок Кристофера Робина с игрушечным пингвином с мишкой Винни в руках.