Майский репертуар Национальной оперы Украины подарит поклонникам множество приятных встреч
Майский репертуар Национальной оперы Украины подарит поклонникам музыкального искусства множество приятных встреч, которые театр традиционно готовит почти каждый месяц. Так, проект «Украинские оперные звезды в мире» подарит встречу с двумязвездами современного оперного искусства — солисткой Национальной оперы УкраиныЛюдмилой Монастырской (в опере «Макбет»), а также с приглашенным солистомАндреем Бондаренко — лучшим исполнителем партии Евгения Онегина в одноименнойопере. Творческий тандем — Валентин Дытюк и Тарас Штонда будет покорять сердцамеломанов в нескольких спектаклях. И завершающим аккордом месяца станет третийпоказ громкой, авангардной постановки «Севильский Цирюльник», премьера которойсостоялась в апреле.
10 мая — опера «Макбет» (Дж.Верди)
Безграничная Вселенная великого Верди представит спектакль, который не часто можно увидеть на сцене театра — оперу «Макбет» по мотивам трагедии Уильяма Шекспира. Парадокс, но с первого же исполнения в 1847 году во Флоренции, опера, проникнутая суровой и жесткой атмосферой, с отсутствием привычной любовной интриги и большой теноровой роли, завоевала сердца широкого круга любителей музыки.
В майском показе оперы «Макбет» зрителей Национальной оперы Украины, в рамкахпроекта «Украинский оперные звезды в мире», ожидает встреча с солисткойНациональной оперы Украины, народной артисткой Украины, Людмилой Монастырской(Леди Макбет). Кстати, именно в этой партии в 2011 году состоялся ее триумфальныйдебют на сцене Ковент-Гарден.
Безусловно, привлечет внимание зрителей и дебют в партии Макдуфа еще одноголюбимица публики — Валентина Дытюка.
Главные партии исполняют: Геннадий Ващенко (Макбет), Сергей Ковнир (Банко), ПавелПриймак (Малькольм), Юрий Горынь (Врач).
Постановочный состав: режиссер-постановщик Итало Нунциата, дирижер-постановщикВладимир Кожухарь, хормейстер-постановщик Лев Венедиктов, художник-постановщик Мария Левитская.
16 мая — одноактная опера «Моцарт и Сальери» (Н. Римский-Корсаков) и одноактныйбалет «Болеро» (М. Равель)
«Моцарт и Сальери» (Н. Римский-Корсаков)
Уже не первый сезон опера «Моцарт и Сальери» не сходит с афиш театра. Секрет успехазаключается в том, что постановка в свое время была сделана на двух ярких солистов:метра оперной сцены Тарас Штонду (Сальери) и молодого, но уже известного тенораВалентина Дытюка (Моцарт). Для Тараса Штонды партия Сальери оказалась оченьсимволичной: этой ролью он отмечал 25-летие творческой деятельности и свой 50-летнийюбилей. Кроме того, великолепный бас украинского артиста чаще всего сравнивают сшаляпинским, а, как известно, именно Федор Шаляпин был бессменным исполнителемроли Сальери до эмиграции.
Творческий тандем двух солистов можно будет услышать также в опере «Фауст» (29 мая),где оба певца исполняют главные партии — Валентин Дытюк (Фауст), Тарас Штонда(Мефистофель).
«Болеро» (М. Равель)
В 1928 году Равель написал одно из самых знаменитых своих произведений — «Болеро».Оно было заказано танцовщицей Идой Рубинштейн и предназначалось дляхореографического воплощения. Однако не просто успех, а мировую славу завоевало«Болеро» в концертном исполнении. Интересно, что слушая музыку на репетицияхбалета, композитор и близкие ему музыканты считали, что концертной жизни у «Болеро»не будет. «Такую пьесу никогда не решатся включить в программы крупных концертов», -говорил Равель, и друзья с ним соглашались. Между тем, «Болеро» стало не толькосамым известным его произведением, но и одним из крупнейших явлений всей музыкиXX века.
Очень символично, что именно в этот день — 16 мая, в 1968 году, в Национальной опереУкраины состоялась премьера «Болеро» в постановке выдающегося украинскогохореографа Анатолия Шекеры. Первой исполнительницей партии главной героини -Девушки в белом — стала известная характерная танцовщица, заслуженная артисткаУкраины Наталья Уманова, на которую и была сделана постановка. На этот раз в этойпартии — Ольга Голица.
22 мая — опера «Риголетто» (Дж.Верди)
Сейчас все так хорошо знают мелодии из «Риголетто» — «La donna е mobile» («Сердцекрасавицы»), квартет («Bella, figlia dell’amore» — «О, красавица молодая») и другие, чтодаже трудно себе представить, что когда-то они считались слишком легкомысленными.Первые читатели либретто, а это были венецианские цензоры, нашли его настольконеприличным, что настояли на ряде весьма существенных изменений.
В основу сюжета оперы «Риголетто» положена драма В. Гюго «Король забавляется»,написанная в 1832 году, и Верди считал этот сюжет лучшим из всех, положенных им намузыку.После премьеры оперы в Милане в 1853 году Верди заметил: «Я доволен собой и думаю,что ничего лучшего не напишу». Возможно, это в какой-то мере и соответствует егожизнеописанию: ни одно из следующих произведений композитора по глубинемузыкальных характеристик и трагического пафоса не превзошло «Риголетто».
Премьера этой оперы на киевской сцене состоялась в 1975 году в постановке известногорежиссера Ирины Молостовой. Именно в этой постановке опера идет до сих пор.В главных партиях: Александр Мельничук (Риголетто, придворный шут), Валентин Дытюк(Герцог Мантуанский), Ольга Нагорная (Джильда, дочь Риголетто), Сергей Магера (ГрафМонтероне) и др.
25 мая — опера «Евгений Онегин» (П.Чайковский)
Более чем 30 лет эта опера с неизменным успехом идет на столичной сцене. И, пожалуй,заслуга в этом не только великого композитора, который написал замечательную музыку,но и исполнителей главных партий. Одну из которых — партию Онегина — исполнит АндрейБондаренко, приглашенный в рамках проекта «Украинские оперные звезды в мире».Репертуар певца с бархатным баритоном богат разнообразными партиями, нонаибольшего внимания заслуживает именно партия Евгения Онегина. Не зря театральныекритики единодушны в своем мнении: Бондаренко идеально подходит на роль Онегина.Он как никто другой представляет этого героя: будь то скучающий денди или пылкийлюбовник, его пение безоговорочно очаровывает и покоряет женские сердца. «Мнекажется, что в каждом из нас есть Евгений Онегин, — говорит Андрей. — Ведь с каждымслучался момент, когда жизнь надоела, кажется скучной и однообразной. Но не следуетбояться изменений в своей душе и сердце. Вообще, когда начинаются репетиции, частовозникает вопрос: почему произведение называется именно «Евгений Онегин», а не«Татьяна Ларина»? Но я считаю, что все же опера именно о нем — это его история и еготрагедия».
Также главные партии исполняют: Ольга Рудик (Татьяна), Дмитрий Кифорук (Ленский),Ирина Петрова (Ольга), Сергей Магера (Князь Гремин) и др.
31 мая — опера Дж.Россини «Севильский Цирюльник» — 3-й премьерный показ
19 апреля в Национальной опере Украины состоялась премьера оперы Дж.Россини«СевильскийЦирюльник».
Главныхгероеврежиссер-постановщикАнатолийСоловьяненко рискнул перенести в современность. Но это того стоило — классическийсюжет заиграл новыми красками и как результат — публика встретила премьерувосторженными отзывами.
Как отмечал перед премьерой Анатолий Соловьяненко, состав исполнителей главныхпартий достаточно велик. На этот раз зрители имеют возможность услышать: ИгоряЕвдокименко (Фигаро), Анатолия Погребного (Граф Альмавива), Лилию Гревцову (Розина),Андрея Маслакова (Врач Бартоло), Сергея Ковнира (Дон Базилио, учитель музыки), ИринуПетрову (Берта) и др.
Постановочный состав: режиссер-постановщик — Анатолий Соловьяненко; дирижер-постановщик — Николай Дядюра; художник-постановщик — Андрей Злобин; художник покостюмам — Анна Ипатьева; хормейстер-постановщик — Богдан Плиш; дирижер — АллаКульбаба.